Толкачев призвал внести конституционный закон о правовом статусе регионов
Председатель Госсобрания — Курултая Башкирии Константин Толкачев призвал разработать и принять федеральный конституционный закон о правовом статусе регионов. В документе должны быть четко разграничены полномочия субъектов РФ, заявил он, выступая на IV Казанском международном юридическом форуме.
По словам спикера, для законодательных собраний регионов стало проблемой постоянное переписывание законов под федеральные нормы.
«Около 30% всех принимаемых в субъектах РФ законов обусловлены необходимостью приведения региональной правовой базы в соответствие с федеральными новеллами, и это не лучшим образом сказывается на стабильности региональных законов», — заявил Толкачев.
Конституционный закон о правовом статусе регионов позволил бы четко определить предметы исключительного ведения федерального и региональных парламентов, отметил председатель Госсобрания.
Спикер также посетовал на отсутствие контроля со стороны прокуратуры за выполнением региональных законов. По его словам, надзорные органы следят только за тем, чтобы не нарушались федеральные нормы, а законы субъектов фактически остаются «без защиты». В связи с этим Толкачев предложил прописать в законе о прокуратуре обязанность органа осуществлять надзор за исполнением регионального законодательства.
Также он указал на недостаточное участие региональных парламентов в разработке и обсуждении федеральных законопроектов. Соответствующая конституционная норма есть, но она не исполняется, заявил спикер. В пример Толкачев привел Госсобрание РБ, которое не получает из Госдумы на согласование законопроекты, напрямую касающиеся жизни регионов.
Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко в разговоре с РБК Уфа указал, что существует система, при которой федеральное законодательство стоит выше регионального. Это уже прописано в законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», согласно которому федеральные законы имеют приоритет над региональными. Этот же принцип закреплен в Конституции РФ и детализируется в ряде других нормативных актов, говорит юрист.
«Согласно этим актам, законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения, и в случае противоречия действует федеральный закон. Нет смысла отдельно еще раз это закреплять. Регионам действительно спускают сверху всю нормативную волю. Но а как по другому? У нас в России жесткая вертикаль власти. Это не новость. И мы уже давно в этой модели живем. Вероятно, часть региональных элит устала от этой модели. Но я очень сомневаюсь, что Москва захочет реализовать этот месседж», — сказал Головченко.
Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов тоже считает, что новый закон вряд ли нужен, так как разграничение полномочий уже существует.
«Проблема Толкачева — это симптом, а не болезнь. Можно сказать, что его голосом говорит призрак того самого “скончавшегося федерализма”, поскольку на практике регионы лишены реальной законодательной самостоятельности. Принятие еще одного закона без изменения сложившейся политической системы станет лишь косметической мерой», — говорит Денисов.
Предложение в действительности вряд ли будет реализовано, считает управляющий партнер ЮК «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский.
«Если бы можно было по взмаху волшебной палочки взять и провести однозначное разделение компетенции Российской Федерации и субъектов, то это предложение было бы полезным. В реальности же эффект от него будет нулевой. Как бы в предполагаемом конституционном законе не было написано и проведено разграничение компетенции, изменение федерального законодательства будет неизбежно требовать корректировки законов субъектов федерации. Возможно, причина не в федеральном законодательстве, а в том, как пишутся местные законы», — говорит Варшавский.