Башкирия внесла в Госдуму проект о создании в регионе «русского офшора»
Госсобрание Башкирии внесло в Госдуму законопроект об изменениях в федеральный закон о специальных административных районах (САР). К списку так называемых «русских офшоров» на территории Калининградской области и Приморского края предлагается добавить Башкирию. Соответствующий документ опубликован в электронной базе нижней палаты парламента страны. Официальным представителем республики при рассмотрении законопроекта в Госдуме назначен депутат Павел Качкаев. Поправки в закон разработаны АНО «Центр стратегических разработок Республики Башкортостан».
В пояснительной записке к проекту указано, что он разработан для распространения на Башкирию правового режима САР и возможности применения его участниками-юрлицами более гибкого правопорядка, налогового и валютного регулирования, регулирования в части найма иностранных сотрудников. Принятие поправок позволит повысить деловую и инвестиционную активности в республике и, как следствие, повлияет на формирование «инвестиционно-привлекательной среды для российских и иностранных инвесторов и развитие республики», отмечается в документе.
В башкирском «русском офшоре» предложено реализовать модель исламского финансирования. Указывается, что основные характеристики таких районов позволяют наиболее полно реализовать шариатские стандарты для структурирования финансовых сделок.
«Правовой режим САР является оптимальным для реализации модели исламского финансирования в РФ, поскольку позволяет создать благоприятные условия для привлечения в РФ инвесторов, представляющих бизнес, инкорпорированный в арабских государствах. Условия, создаваемые в САР, являются наиболее приемлемыми для апробирования шариатских стандартов в российском правовом поле на территории Республики Башкортостан при содействии экспертов в сфере права и экономики, а также при участии специализированной управляющей компании», — отмечается в документе.
О планах по созданию в регионе специального административного района премьер-министр Башкирии Андрей Назаров сообщал в конце марта в отчете о работе правительства в Госсобрании. На сегодняшний день «русские офшоры» существуют на острове Октябрьский в Калининградской области и на острове Русский Приморского края, в них зарегистрирован 61 резидент. САРы открыли в августе 2018 года, когда несколько крупных российских компаний попали под американские санкции. Их главная цель — привлечь капитал зарубежных компаний россиян. Редомициляция, или смена корпоративной прописки, позволяет осуществить полную «миграцию» иностранных компаний в Россию. Резиденты САР при выполнении ряда условий получают налоговые льготы и статус международных холдинговых компаний.
Доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Максимов назвал инициативу Башкирии по созданию САР с реализацией модели исламского финансирования крайне своевременной и экономически перспективной.
«В условиях тектонических подвижек в ориентации национальной экономики России с западного направления на Восток, подобный кластер способен стать своеобразным маяком для партнеров из исламского мира. Создание в России подобных САР может стать решающим аргументом в пользу выбора этой площадки для редомициляции бизнеса. Наиболее вероятным представляется сценарий создания сети дочерних, аффилированных и совместных предприятий с доминирующим участием наших исламских партнеров. В условиях текущей санкционной повестки запуск подобного проекта может стать отправной точкой для формирования стратегического партнерства между Россией и странами исламского мира», — отмечает Максимов.
По словам эксперта, в рамках указанного партнерства отечественная экономика получит необходимые источники финансирования, дополнительные возможности для технологического роста и рабочие места, ресурсы для запуска производств с высокой добавленной стоимостью.
Старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Дмитрий Ферапонтов отметил, что, с технической точки зрения, перспективы введения норм исламского банкинга и связанных с ним институтов обсуждаются на уровне форумов среди представителей банковского сектора, в том числе и на уровне регулятора, достаточно давно.
«Однако главная загвоздка состоит в этническом и связанном с ним религиозном вопросе. С точки зрения текущих районов САР, исламский банкинг имеет небольшую перспективу, Россия все-таки многоконфессиональная страна, а исламский банкинг наиболее развит именно в мусульманских странах. Поэтому включение в состав САР регионов с высокой долей населения, более подходящего под критерии исламского банкинга, может быть перспективой развития этого направления. Однако не стоит ждать резкого и динамичного роста данного формата финансовой деятельности, все-таки он имеет ряд специфических особенностей. В принципе, именно САР и особые правовые режимы могут стать неплохой площадкой для обкатки данной инициативы и выявления потенциальных слабых зон», — говорит Ферапонтов.
Исламское финансирование основывается на принципах шариата. К примеру, шариат не разрешает взимать любые проценты по кредитам, для получения дохода финансовый институт должен быть долевым участником проекта. Запрещено финансировать торговые операции порицаемых шариатом видов деятельности (производство алкоголя, табака, проведение азартных игр и др.). Исламская экономика подразумевает равноправное распределение ответственности и рисков, получение дохода только от ведения законной деятельности и инвестиций в реальные активы и др. Подразумевается, что инвестиции должны приносить не только финансовый доход, но также пользу для общества в целом с социальной и этической точки зрения.
Директор департамента по продажам финансовых продуктов и услуг инвесткомпании «Вектор Икс» Сергей Звенигородский отметил, что в САР для бизнеса привлекательны различные механизмы по компенсации расходов бизнеса, освобождение от взносов и выплат в пользу бюджета на определенное время, а также снижение бюрократических процедур. Создание САР с уклоном в исламские финансы, по словам эксперта, будет основано на двух направлениях: привлечении инвестиций из мусульманских стран (Индонезии, ОАЭ и стран Персидского залива, Ирана, Пакистана) и развитии инфраструктуры.
«В стране мало специалистов по исламским финансам, по рынку их страхования (такафул) и облигаций (суккук), то есть со знанием специфики и настроенными процессами. Кроме того, объем инвестиций может составлять объемы, превышающие доходы региона за несколько лет. И один момент по уже имеющимся в стране и регионе подобным финансовым инструментам - исламские финансы сейчас находятся в нише МФО, поскольку стоимость их услуг выше банка, а размер оперируемых сумм — на уровне нескольких миллионов рублей (в среднем). Несмотря на то, что проценты не берутся, компании этого сектора закладывают в тело "кредита" и свои проценты. Таким образом, денег нужно будет отдать больше, чем брали, в том числе и у банка, но при этом в договоре нет процентов», — говорит Звенигородский.
По словам эксперта, основное преимущество исламских финансов в том, что это аналоги банков проектного финансирования. Торги идут только реальными активами, а компания участвует своими деньгами в проекте совместно с «кредитором», получение «кредита» по завышенной цене «тела кредита» обусловлено «зашитыми» внутрь расходами на социальное обеспечение граждан региона (распределение отдельно) и страхование (аналог), отмечает эксперт.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе Вконтакте.