Власти Уфы считают, что налог на землю в городе занижен
Общественная палата Башкирии провела круглый стол, посвященный проблемам, возникшим вокруг новой методики исчисления налогов на землю и недвижимость. Напомним, с 2015 года налоги рассчитываются исходя из кадастровой оценки, которую проводят по заказу государства (в регионе его представляет Минземимущества Башкирии).
Дискуссия касалась, в основном, инструментов этой оценки. Ключевым стал вопрос о том, должны ли ее по-прежнему производить независимые оценщики, или нужно вернуться к практике, действующей до 2012 года, когда этим правом были наделены только государственные оценщики. Участники дискуссии считают, что от этого зависит либо неадекватное завышение, либо неадекватное занижение кадастровой цены земли и зданий. При этом общественники и представители власти придерживаются противоположных точек зрения. Возможность возвращения к государственной оценке обсуждалась и Общественной палатой России, сейчас дискуссия продолжилась на уровне региона.
Денис Мусин, представитель комиссии Общественной палаты Башкирии по экономическому развитию, так описал типичную жалобу, поступающую к нему: «Предприниматель купил участок за 300 тыс. рублей, засыпал на нем болото, провел коммуникации, то есть сам улучшил. После этого участок оценили в 3 млн, назначили ему налог. Новое изменение кадастровой стоимости определило уже цифру в 13 млн. Ему удалось оспорить оценку через суд и снизить стоимость до 1,8 млн. После этого новая кадастровая оценка снова подняла стоимость участка».
Был приведен и другой пример – с земельным участком в Уфимском районе, на котором производитель мебели начал строительство логистического центра. Кадастровая цена участка была увеличена за год более чем в 15 раз – с 6,5 до 103,5 млн рублей, соответственно вырос и налог. Производитель мебели остановил строительство и планирует отказаться от участка. «Я в районе занимаюсь не только землей, но и привлечением инвесторов, – пояснил замглавы администрации Уфимского района Артем Ковшов. – Как я могу теперь привлечь инвестора? Что я ему скажу, когда налог вырастет в 15 раз?».
Дискуссия была посвящена, главным образом, методам оспаривания кадастровой оценки. По данным, озвученным представителями управления Росреестра в Башкирии, чаще гражданам и предпринимателям удается оспорить кадастровую оценку через суд (до 70 – 80% обращений удовлетворяются), но это связано с большими затратами.
Эффективность методов досудебного оспаривания гораздо ниже. В 2015 году специальная комиссия управления Росреестра удовлетворила всего 10% жалоб, и это самый низкий показатель по России. Начальник отдела ведомства Татьяна Горелова пояснила, что это было связано, в основном, с типичными ошибками при подаче документов. В первом квартале этого года ситуацию удалось поправить, и теперь в комиссии удовлетворяют до 36% жалоб. По отзывам экспертов, практически не работает механизм внесения замечаний по кадастровой оценке. Закон позволяет внести их в течение месяца, однако из-за неудачных технических решений, связанных с сайтами ведомств, этой возможностью в 2015 году воспользовались в Башкирии «всего 10 – 20 человек». Такие данные озвучил Кирилл Волков, председатель общественного совета Минзеимущества.
Муниципальные власти уверены, что кадастровые цены, по крайней мере, в столице региона, наоборот, занижаются. Раиль Еникеев, начальник управления земельных и имущественных отношений администрации Уфы, усомнился, что негосударственная оценка является независимой: «Собственник нанимает такого оценщика, который ему выгоден. И собственник, и оценщик заинтересованы в минимизации цены». Он и его коллеги привели примеры предприятий, которые через негосударственных оценщиков добились снижения кадастровой стоимости «с 139 до 23 млн, а затем продавали землю за 80 млн». Ситуацию в Уфе Раиль Еникеев описал как «огульное снижение кадастровой стоимости». По его данным, Уфа получает всего 2,5 млрд рублей совокупного налогового дохода от земли, тогда как в Казани этот показатель составляет 4,8 млрд, в Екатеринбурге – 4,5 млрд, в Оренбурге и Ижевске – по 3 млрд рублей. Налоговая нагрузка на квадратный метр площади в Уфе втрое ниже, чем в Казани и Екатеринбурге, и вчетверо ниже, чем в Омске.
Муниципалитеты считают, что решением этой проблемы может стать возврат к государственной кадастровой оценке. Общественная палата Башкирии настаивает, что практика независимой оценки должна быть продолжена.