Территориальный коэффициент по ОСАГО для Уфы будет снижен
Уфа включена в топ-20 городов, где территориальный коэффициент снизится сильнее всего. Об этом Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщил со ссылкой на проект указания Банка России «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Столица Башкирии отнесена к 11 крупным городам, где территориальный коэффициент снизится на 4,4% - с 1,8 до 1,72. Кроме Уфы это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Нижний Новгород, Краснодар, Новороссийск, Архангельск, Иваново, Новокузнецк, Ростов-на-Дону. На 4,1% — с 1,7 до 1,63 — показатель станет ниже в Московской области, Новосибирске и Хабаровске, на 3,8% — с 1,6 до 1,54 —уменьшится в Самаре.
Сильнее всего — на 5,2%, с нынешних 2,1 до 1,99 - территориальный коэффициент упадет в Мурманске и Челябинске. С действующих 2 до 1,9 произойдет снижение в Москве, Казани и Перми. На 4,7%, с 1,9 до 1,81, коэффициент территории станет меньше в Кемерово.
Планируется, что новые тарифы начнут действовать одновременно со вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО с 24 августа 2020 года. Базовая ставка перестанет быть одинаковой для всех водителей на одной территории. Она будет определяться страховщиком для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля.
Помимо факторов, напрямую установленных в законе (таких, например, как наличие грубых нарушений правил дорожного движения), страховщики смогут учитывать в том числе возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установку на автомобиле телематических устройств.
Проект указания предусматривает расширение границ коридора для тарифов по легковым автомобилям физических лиц на 10% вниз и вверх, что позволит в большей степени дифференцировать тарифы для водителей с разным уровнем риска. Для общественного транспорта (регулярные автобусы, троллейбусы, трамваи) опускание нижней границы тарифа составит 5%, верхняя граница тарифа останется без изменений. Наибольшее расширение коридора — на 30% вниз и вверх — предусмотрено для такси.
В проекте указания также установлены факторы дискриминационного характера, которые страховщикам будет запрещено учитывать при определении базовой ставки тарифа — национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание, должностное положение. Кроме того, появится коэффициент грубых нарушений правил дорожного движения, который будет применяться при неоднократных грубых нарушениях ПДД (проезд на красный сигнал светофора, выезд на «встречку», превышение скорости более чем на 60 км/ч, вождение в нетрезвом виде).
Регулятор отмечает, что в результате расширения тарифного коридора в начале 2019 года на 20% вниз и вверх средняя премия по ОСАГО за 2019 год уменьшилась на 4,8%.
«Снижение территориальных коэффициентов для большинства крупных городов РФ говорит об уменьшении влияния территории на размер тарифа по ОСАГО и увеличении влияния персональных характеристик автовладельца. Это справедливый подход к тарифообразованию, который позволит аккуратным автовладельцам платить за полис обязательной «автогражданки» меньше, а для неаккуратных станет дополнительным стимулом ездить более безопасно», — сказал президент РСА Игорь Юргенс.
Ранее РБК Уфа сообщал, что объем рынка обязательного страхования в Башкирии на 98% состоит из ОСАГО. Автострахование в регионе в текущем году развивалось в соответствии с общероссийскими тенденциями: средняя стоимость полиса изменилась на -3% и составила 4,9 тыс. рублей (на 13% ниже, чем в среднем по России). Количество договоров и взносов по ОСАГО выросло за первый квартал 2020 года на 7,1% и 3,8% соответственно. При этом выплаты по страховым случаям также показали прирост на 10%.
Как пояснил РБК Уфа Игорь Юргенс, помимо Уфы территориальные коэффициенты изменились в меньшую сторону для нескольких населенных пунктов республики Башкортостан: в городах Благовещенске и Октябрьском они снизились с 1,2 до 1,18, в Ишимбае, Кумертау, Салавате - с 1,1 до 1,09, в Стерлитамаке и Туймазах - с 1,3 до 1,27.
«Это снижение, на наш взгляд, отражает начало перехода от «уравнительного» подхода, когда страховая компания могла варьировать базовую тарифную ставку де-факто только в зависимости от региона, к индивидуализации тарифа ОСАГО, когда базовая тарифная ставка будет зависеть от персональных характеристик автовладельца. В результате безаварийные водители смогут платить за страховку меньше», — подчеркнул он.