Перейти к основному контенту
Башкортостан⁠,
0

Исследование: Как в Башкирии снизить экологический ущерб от автомобилей?

Фото: Фотобанк ИА «Башинформ»
Фото: Фотобанк ИА «Башинформ»

Вклад автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы Уфы составляет более 80%, заявил, выступая на международном форуме «Транспорт России» в Москве глава Башкирии Рустэм Хамитов.

При сгорании бензина и дизтоплива образуется более 200 видов различных вредных компонентов. Объем выбросов автотранспорта в 2016 году в столице Башкирии составил 81,6 тысяч тонн или 72 килограмма в пересчете на одного жителя.

- Под влиянием автотранспорта загрязнение воздуха переходит из промышленных центров в места компактного проживания граждан, и если в первом случае защиту обеспечивает санитарно-защитная зона, то в жилых кварталах такой возможности, как правило, нет, - говорит замминистра экологии и природопользования РБ Филюс Яхин.- Другая опасность связана с тем, что, в отличие от промышленных источников, выбрасывающих вредные вещества из труб в верхние слои атмосферы, загрязнение транспортом происходит непосредственно на уровне дыхательной системы человека, что несет больший вред здоровью.

Проблемы роста автопарка

Один из основных способов снижения токсичности выхлопных газов – применение топлива высоких экологических классов, дающее при сгорании меньший объем вредных веществ. Башкирия стала одним из первых регионов страны, где осуществлен перевод местных НПЗ сначала на производство топлива стандарта Евро-4, а затем Евро-5. Однако это практически не сказалось на динамике транспортных выбросов, они по-прежнему показывают стабильный рост.

По словам министра экологии РБ Ильдара Хадыева, это может быть связано с постоянным увеличением автопарка, нивелирующим эффект от использования более экологичного топлива. Только в текущем году республиканский автопарк, насчитывающий более 1,6 млн. машин, вырос на 24 тыс. единиц, причем основной прирост приходится на Уфу и другие крупные города региона. Если 15 лет назад в столице РБ было 230 тыс. автомобилей, то сейчас – 493 тысячи. Ежегодный прирост составляет 5-7%, соответственно, на столько же растут выбросы.

Среди других негативных факторов эксперты выделяют характерную для страны в целом низкую экологичность автопарка. По данным агентства «Автостат», двигатели класса ниже Евро-2 имеют около 35% всех легковых и более половины грузовых автомобилей, а класс Евро-5 есть лишь у 8% легкового и 3% грузового транспорта.

Проблему усугубляет фактическое отсутствие системы контроля токсичности выхлопов, которая в изношенных или неправильно настроенных двигателях может возрастать в десятки раз.

- Раньше инспектор ГИБДД мог остановить автомобиль, проверить качество выхлопа, и в случае несоответствия нормам, выписать штраф, - пояснил Филюс Яхин. – Затем функцию проверки передали в пункты техосмотра, в результате чего сейчас механизма контроля за токсичностью выхлопов фактически не существует. Данный вопрос стоит весьма остро и его нужно решать на законодательном уровне.

Экология пробок

Наибольший объем вредных выбросов автомобиль производит во время остановки с включенным двигателем, разгона и торможения, а наименьший – при равномерном движении со средней скоростью. То есть стояние в пробках и проезд по загруженным улицам многократно увеличивает экологический вред.

Для увеличения пропускной способности улиц в Уфе расширяют проезжие части дорог за счет газонов и тротуаров, но потенциал таких мер, особенно в центральных районах, практически исчерпан.

Многие крупные мегаполисы пытаются решить проблему пробок путем создания транспортных колец и обходных магистралей, ослабляющих нагрузку на дороги в густонаселенных кварталах. В Уфе первым таким проектом стал созданный в 2004-2007 годах проспект Салавата Юлаева. Утвержденный в 2006 году Генплан развития города предполагал строительство еще двух подобных магистралей – Западного и Восточного обхода Уфы. Первый должен пройти по территории Зауфимья от района Нагаево до Шакши, второй – от Нижегородки до Черниковской промзоны вдоль линии железнодорожных путей. Проекты технически сложные и дорогие, перспектива их реализации туманна.

Еще одним вариантом уменьшения пробок может стать создание системы, способной в автоматическом режиме регулировать работу светофоров, в зависимости от числа проходящих машин, и тем самым оптимизировать транспортный поток. Пропускная способность охваченных ею дорог, по расчетам, повысится как минимум на 30%, что обеспечит 15-процентное сокращение выбросов. Общая стоимость внедрения такой системы на основных автострадах Уфы в 2015 году оценивалась в 313 млн. рублей, но это сумма не окончательная и может меняться в зависимости от колебаний цен на материалы и оборудование. Точные сроки реализации проекта в Уфе пока не определены и будут зависеть от наличия финансирования.

Альтернативное топливо

Еще один вариант решения проблемы транспортных выбросов – переход на электромобили. Эта тенденция получает все большее распространение в развитых странах, где производители и владельцы электрокаров получают специальные госдотации, а для их эксплуатации создается развития инфраструктура. В России электротранспорт представлен в основном в сфере пассажирских перевозок, из-за дефицитов бюджетов трамвайно-троллейбусные парки многих городов находится на грани полного износа. Так, в Уфе троллейбусы изношены более чем на 70%, трамваи – более чем на 90%, средний возраст вагонов превышает 25 лет. На обновление трамвайного парка, насчитывающего около 100 единиц, необходимо 2,8-3 млрд. руб, еще несколько миллиардов нужны для модернизации изношенных путей, контактных линий и питающих подстанций.

Более доступным с точки зрения стоимость-эффективность может стать перевод транспорта на газовое топливо, прежде всего, наиболее экологичный природный газ метан. По данным Минэнерго России, метан по сравнению с бензином стандарта Евро-4 при сгорании в двигателе дает в 3 раза меньше оксидов азота, в 14 раз меньше углеводородов, и более чем в 16 - бензапирена.

Поддержка внедрения газомоторного топлива существует на федеральном и региональном уровне. Согласно постановлению правительства, в городах с населением более миллиона человек к 2020 году половина общественного автотранспорта и техники коммунальных служб должна работать на природном газе. Ранее РБК-Уфа писал, что в Уфе пока на газ переведено не более четверти техники. 

Недавно в Башкирии приняты поправки в закон о транспортном налоге, снижающих ставку на 50% для владельцев автобусов и грузовиков на природном газе, а также граждан, имеющих один газобаллонный автомобиль.

Программа газификации транспорта получает и прямое бюджетное финансирование. За три последних года в Башкирии было приобретено около 300 единиц газобаллонной техники, в основном пассажирских автобусов. Субсидии из бюджета республики на эти цели составили около 800 млн руб. В три ближайших года 2,5 млрд рублей из бюджета РБ будут направлены на приобретение работающего на газе общественного и коммунального транспорта.

Вчера РБК-Уфа писал, что к факторам, сдерживающим газификацию транспорта, уфимские чиновники относят стоимость установки и обслуживания спецоборудования, а в случае с метаном, который пока используется только в сжатом виде – необходимость установки на транспортное средство нескольких тяжелых и габаритных баллонов. Недостаточным также является количество заправочных станций: заправка газом занимает значительно больше времени, чем обычным топливом, для города-миллионника имеющегося количества АГЗС не хватает.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 21:16
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 21:16
Все новости Башкортостан
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Как власти предлагают бизнесу оплачивать переработкиПодписка на РБК, 21:22
Зеленский заявил, что Европа и Украина готовят альтернативный мирный план Политика, 21:20
Британский флот предупредил о риске уступить Атлантику России Политика, 21:19
Зеленский объяснил, почему мирный план США сократили до 20 пунктов Политика, 21:09
Зеленский заявил об исключении из плана США спорных для Украины пунктов Политика, 21:05
Качиньский призвал вылечить ЕС, который «тяжело болен» Политика, 20:55
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Трамп анонсировал рекорд по титульным боям на турнире UFC в Белом доме Спорт, 20:44
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Почему западноафриканские страны решили ввести войска в Бенин Политика, 20:35
МИД заявил о начале переосмысления внешней политики США Политика, 20:29
Суд ООН принял требования России к Украине по делу 2022 года Политика, 20:27
Из Berkshire Баффетта уйдут два топ-менеджера после многих лет работы Инвестиции, 20:20
Плющенко анонсировал переговоры с фигуристкой Костылевой Спорт, 20:19