Бизнес в Башкирии призвал доработать проект о блокировке имущества юрлиц
Бизнес-омбудсмен Башкирии Флюр Асадуллин направил в Госдуму возражения по законопроекту о предварительной блокировке имущества юрлиц и ИП. По словам уполномоченного, представители предпринимательского сообщества республики не согласны с предлагаемыми поправками в Налоговый кодекс. Асадуллин предложил депутатам инициировать вопрос о доработке проекта. Письма с обоснованиями возражений также направлены в региональный парламент.
Законопроект был внесен правительством страны в Госдуму в декабре 2021 года. Он определяет порядок наложения предварительных обеспечительных мер на имущество налогового должника (запрет на продажу или передачу собственности в залог). Предполагается, что блокировать имущество налоговая будет после составления акта камеральной проверки или вынесения решения о выездной проверке. Обеспечительные меры могут быть наложены в отношении транспорта, недвижимости, ценных бумаг, но не в отношении счетов, сырья, материалов и готовой продукции, чтобы не прерывать работу юрлиц.
Для защиты прав контрагентов должников ФНС будет публиковать названия компаний, на имущество которых наложена превентивная блокировка. Сейчас налоговики могут вводить обеспечительные меры лишь постфактум в результате выездных проверок.
По мнению Флюра Асадуллина, такие изменения в Налоговый кодекс могут создать существенные риски для бизнеса, нарушают баланс частных и публичных интересов и противоречат презумпции добросовестности налогоплательщиков.
«Кроме этого, размещение на сайте налогового органа информации о принятии предварительных обеспечительных мер может привести к серьезным репутационным рискам для предпринимателей, потере доверия со стороны контрагентов и банковских организаций. А долгие сроки проведения проверочных мероприятий могут стать причиной существенного снижения их доходов или прекращения деятельности», — сказал обмудсмен.
Директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин в разговоре с РБК Уфа отметил, что новый раунд переговоров об изменении механизма превентивной блокировки имущества юрлиц и ИП на федеральном уровне маловероятен.
«В целом история с предварительными обеспечительными мерами была предметом крайне интенсивных диалогов между бизнес-сообществом и ФНС, на стороне бизнеса активно выступало Минэкономразвития. Нужно сказать, что деловое сообщество добилось изменения некоторых норм, установленных законопроектом, это не только вывод из-под риска наложения обеспечительных мер крупных налогоплательщиков, но и введение критериев в виде показателей отклонения от среднеотраслевой налоговой нагрузки и других. Достаточно большой шаг был сделан, был достигнут определенный компромисс, но как говорят, компромисс — это когда обе стороны одинаково недовольны. На мой взгляд, нормы по предварительным обеспечительным мерам абсолютно избыточны, но ожидать еще какого-то раунда переговоров по законопроекту сложно, хотят тут еще есть, что обсуждать», — сказал Кирилл Никитин.
Вопросы, в частности, вызывает возможность наложения обеспечительных мер в отношении ценных бумаг при запрете введения блокировки на счета компаний, отмечает эксперт. Бизнесу также хотят предоставить возможность снять обеспечительные меры при предоставлении банковских гарантий или поручительств третьего лица, однако, по мнению Никитина, банки вряд ли будут предоставлять гарантии компаниям под ограничениями. Эксперт согласен с тем, что публикация данных о компаниях, в отношении которых введена блокировка имущества на сайте ФНС, может нанести ущерб деловой репутации, но чем больше такой информации будет размещаться, тем меньше внимания на нее со временем будут обращать контрагенты.
По словам уполномоченного по правам предпринимателей, в законопроекте также необходимо определить порядок действий для налогоплательщиков в случаях, когда они считают обеспечительные меры необоснованными. Асадуллин отмечает, что поправки должны широко обсуждаться с предпринимательским сообществом.
Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин отметил, что в случае принятия законопроекта собираемость налогов может незначительно вырасти, так как такие меры будут больше дисциплинировать бизнес.
«Понятное дело, что бизнес-сообщество будет выступать за дальнейшее смягчение мер контроля со стороны налоговиков. Между тем, если посмотреть глубже, меры могут накладываться не просто так, а по реальной причине — как мы понимаем акт камеральной проверки или вынесение решения о выездной проверке не возникают из ниоткуда. Для них нужна веская причина. Полагаю, что эти меры могут способствовать росту собираемости налогов, что важно в условиях экономической нестабильности для государства. Бизнес в данном случае будет более дисциплинированно подходить к вопросу налоговых отчислений. В сухом остатке вероятность доработки, полагаю возможна, но она, скорее всего, будет касаться уже таких деталей, как порядок действий налогоплательщиков в случае, если они считают блокировку необоснованной», — сказал Федюкин.
Эксперт полагает, что публикация информации о принятых мерах по блокировке на сайте ФНС может нанести репутационный и иной вред для бизнеса в очень отдаленном смысле, так как «в бизнесе в целом есть понимание, что иногда действия властей могут носить избыточный характер, а сама по себе предварительная блокировка не влияет на работу компании».
Как сообщал РБК, в первой версии поправки подверглись критике со стороны бизнес-объединений, в 2021 году проект был доработан Минфином и ФНС по поручению премьера Михаила Мишустина. В новой версии законопроект был смягчен — в частности, из-под риска превентивной блокировки вывели крупных налогоплательщиков (у которых сумма выплаченных налогов и сборов за три года составила не менее 2 млрд рублей).