Суд подтвердил картельный сговор Управления капстроительства Башкирии

Арбитражный суд Башкирии подтвердил факт картельного сговора между Управлением капитального строительства (УКС) республики, ФГУП «Управление строительства № 3» Федеральной службы исполнения наказаний и субподрядчиками. Решение было вынесено в рамках дела по иску одного из субподрядчиков — уфимской «Строительной фирмы — 15 БНЗС» — против управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по РБ.
В 2018 году УКС РБ заключило контракт с единственным поставщиком — Управлением строительства № 3 ФСИН. Строительная компания тюремного ведомства должна была возвести в селе Малояз детский сад на 95 мест. Стоимость контракта составила 87 млн руб. Но подрядчик не стал выполнять работы, а полностью передал заказ субподрядчику — СФ-15 БНЗС. Договор с ним был заключен уже за 80,6 млн руб.
То есть Управление строительства № 3 ФСИН получило 6,3 млн руб. просто за то, что передало заказ от УКС РБ субподрядной организации.
УФАС по Башкирии усмотрело в этих манипуляциях признаки сговора и возбудило антимонопольное расследование. По его результатам СФ-15 БНЗС привлекли к ответственности в виде штрафа в 4 млн руб.
Суд согласился с тем, что в этом деле имеет место классический вертикальный сговор. УКС РБ заключало контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на постановление правительства РФ, которое позволяет применять эту схему, если подрядчиком является структура ФСИН. А далее подрядчик мог уже выбирать любого субподрядчика, не оглядываясь на требование о проведении конкурсных процедур. Однако в законе о закупках такие сделки прямо запрещены.
«Исключение из правил закона о контрактной системе не предусматривает возможность дальнейшего определения организациями (единственными поставщиками, подрядчиками, исполнителями) посредников, соисполнителей или субподрядчиков, поскольку это приведет к нарушению основных принципов законодательства о контрактной системе, “обходу” конкурентных процедур», — говорится в решении Арбитража.
При этом суд уменьшил сумму штрафа, назначенного УФАС, в два раза, с 4 млн до 2 млн руб. Причиной стало то, что СФ-15 БНЗС является субъектом малого бизнеса.
Закупка у единственного поставщика — это исключительная мера, которая возможна в ситуации, когда нет альтернативы либо она по каким-либо причинам нецелесообразна, сообщила РБК Уфа партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Евгения Борзило.
«Исходя из содержания судебного акта, факт совершения нарушения заявитель не оспаривал, а его позиция сводилась к неверному расчету штрафа. Поэтому Арбитражный суд оценивал доводы заявителя: малозначительность, неправильное определение расчетной базы, наличие смягчающих вину или исключительных обстоятельств. В этой части суд с выводами антимонопольного органа согласился. Основанием для снижения штрафа послужил статус нарушителя на момент нарушения как субъекта малого предпринимательства, что, с моей точки зрения, обоснованно», — говорит юрист.
Судебный эксперт экспертной группы Veta Александр Терентьев отмечает, что данный спор представляет собой классический пример нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Исходя из материалов дела, действия заказчика, исполнителя и субподрядчика действительно содержали признаки антиконкурентного соглашения, поэтому очевидно, что выводы УФАС и суда тут выглядят обоснованными.
«В целом исполнение данного госконтракта ФСИНом как единственным поставщиком отталкиваясь от положения п. 11 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ не запрещено, так как выполнение работ осуществляется учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы. Однако по факту ФСИН передало весь объем работ субподрядчику также без проведения конкурентных процедур, что УФАС и расценило уже как деяние вне закона. Как верно отмечено в решении суда, цель данного исключения из общих правил — обеспечение трудовой занятости осужденных, а не создание привилегированного положения для отдельных коммерческих организаций», — говорит Терентьев.
Действия участников соглашения потенциально могут содержать признаки преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции», которая предусматривает уголовную ответственность за картельный сговор, но только в том случае, если это причинило крупный ущерб, добавил эксперт.
Как сообщал РБК Уфа, в 2021 году Следственный комитет возбудил восемь уголовных дел по фактам злоупотребления полномочиями и неэффективного расходования бюджетных средств. Правоохранители обнаружили признаки нарушений при заключении госконтрактов на строительство социальных объектов в республике на сумму 1 млрд руб. Подрядчиком по всем 13 контрактам стало Управление строительства № 3 ФСИН. Следователи считают, что руководство этой компании обогатилось на 49 млн руб., просто получая и передавая заказы.
По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, ООО «Строительная фирма — 15 БНЗС» было зарегистрировано в 2010 году в Уфе. Компания подконтрольна Альфату Хасанову и является крупным подрядчиком по государственным и муниципальным контрактам. Только с УКС РБ у предприятия 16 контрактов на сумму 2,1 млрд руб., в том числе на строительство школ, детских садов и физкультурно-оздоровительных комплексов. По итогам 2023 года фирма отчиталась о выручке в 1,2 млрд и чистой прибыли в 8,6 млн руб.