Власти Башкирии приняли двухлетнюю программу профилактики мошенничеств
Правительство Башкирии приняло двухлетнюю программу профилактики преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, — онлайн-мошенничеств. Документ, рассчитанный на 2025–2026 годы, подписал премьер-министр правительства республики Андрей Назаров.
Мероприятия программы объединены в три раздела:
- информационно-просветительская деятельность;
- образовательная деятельность;
- взаимодействие органов власти с гражданским обществом, взрослым населением и отдельной целевой аудиторией.
В общем, большинство предлагаемых мер связаны с просвещением населения. Людям предлагается наглядно, доступно и на разных платформах объяснять, какие бывают способы телефонного и интернет-мошенничества и как не попасться на уловки злоумышленников.
Например, каждый год предлагается выпускать не менее 7 тыс. буклетов, памяток и справочников по линии ведомств — Минобрнауки, налоговой службы, МВД, Финцентра Башкирии и т. д. Информационные материалы также будут размещать на официальных сайтах региональных и федеральных госорганов, на телевидении, радио и билбордах. Памятки появятся в автобусах «Башавтотранса», общедомовых чатах, в популярных пабликах в соцсетях и группах в Telegram.
Кроме того, авторы документа предлагают обучать работе с жертвами мошенничества сотрудников магазинов и торговых центров, в которых расположены банкоматы. Министерство торговли и услуг республики совместно с МВД будет ежегодно проводить разъяснительную работу с продавцами и менеджерами, которых будут учить распознавать «подозрительные переводы гражданами денежных средств» и предупреждать их.
Также планируется ежегодно поощрять не менее 25 банковских сотрудников, которые распознали мошеннические переводы и заблокировали их или отговорили граждан совершать транзакции.
Борьба с мошенничествами по большей части сводится к профилактике — лучших способов предотвращения такого типа преступлений еще не придумали, сообщил РБК Уфа председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин.
«Что такое по сути онлайн- или телефонное мошенничество? Это варианты вытягивания информации из самого человека. Когда появляется какая-то новая схема развода, это всего лишь изменение формы подачи информации. А принцип действия всегда такой: вам позвонили или связались онлайн, навешали лапши на уши, и вы сами добровольно отдали ключи от квартиры, где деньги лежат. В данном случае код из СМС. Поэтому можно всю профилактику свести к одной универсальной формуле: независимо от того, кто и под каким предлогом позвонил, никому и никогда не давать никакой информации о своих банковских счетах, СМС, персональных данных и т. д. Таким образом, вы полностью обезопасите свои средства от хищения», — говорит Гринин.
По словам эксперта, все инструкции о действиях в случае попытки мошенничества крайне просты и выполнимы. Проблема в том, что эти инструкции знают и выполняют далеко не все россияне.
Как сообщал РБК Уфа, разработать программу профилактики кибермошенничеств в 2024 году поручил глава республики Радий Хабиров. Он предложил взять за основу аналогичную программу, действующую в Челябинской области. Ранее, в 2023 году, Хабиров признавался, что его мать тоже стала жертвой телефонных аферистов.