Гострудинспекция признала незаконным увольнение медиков в Ишимбайской ЦРБ
Гострудинспекция Башкирии обязала Ишимбайскую центральную районную больницу восстановить на работе трех уволенных сотрудников скорой помощи. Ведомство признало незаконным расторжение договоров с медиками.
Договоры с двумя фельдшерами расторгли 5 февраля на основании прогула. В тот же день уволили еще одного сотрудника учреждения — за утрату доверия. Профсоюз, в котором состояли уволенные фельдшеры, пожаловался в Гострудинспекцию на действия работодателя. В ведомстве по итогам проверки установили, что у одной из фельдшеров в этот день по установленному графику был выходной, вторая сотрудница должна была работать в ночь. Однако 4 февраля главврач ЦРБ принял дополнительный график, не согласовав его с профсоюзом и не ознакомив с ним работников. В нем значилось, что эти сотрудницы должны отработать 5 февраля с 9:00 до 21:00. О том, что фельдшерам предстоит выйти на смену в этот день, главврач сообщил в письмах, отправленных «Почтой России» вечером накануне рабочего дня.
«При проверке работодателем представлены письма в адрес фельдшеров о необходимости явки на работу, отправленные почтовой связью вечером 4 февраля, факт вручения адресатам отсутствует. При этом на следующий день составлены акты об отсутствии фельдшеров на рабочем месте, и той же датой (5 февраля) работодателем изданы приказы о расторжении трудовых договоров», — сообщили в Гострудинспекции.
В ведомстве отметили, что работников привлекли к дисциплинарной ответственности с нарушением трудового законодательства. Увольнение третьего фельдшера в Гострудинспекции также признали незаконным. Основанием для прекращения трудовых отношений с сотрудником стал акт обследования технического состояния автомобиля скорой помощи, на котором он работал. В нем было зафиксировано, что в машине отсутствовал дефибриллятор, не работал облучатель и электрокардиограф. Однако работодатель не учел, что фельдшер не относится к материально ответственным работникам.
«Учитывая, что, помимо грубейших нарушений трудового законодательства в части расторжения трудовых договоров нами выявлен факт эксплуатации неисправного медицинского оборудования, от которого зависит качество оказания скорой помощи, принято решение направить материалы проверки в указанной части в Росздравнадзор», — сообщила руководитель Гострудинспекции Татьяна Астрелина.
К аналогичным выводам пришла и прокуратура Башкирии, также проводившая проверку соблюдения трудовых прав работников скорой помощи.
«В ходе надзорных мероприятий подтвердились доводы медиков о выездах к пациентам неукомплектованных бригад скорой медицинской помощи, ненадлежащем обеспечении средствами индивидуальной защиты, привлечении к сверхурочным работам без письменного согласия, неполном начислении специальных выплат диспетчерам службы скорой помощи и незаконном увольнении троих фельдшеров», — сообщили в надзорном ведомстве.
Главному врачу медицинского учреждения внесли представление об устранении нарушений. Уволенным фельдшерам в прокуратуре помогли подготовить документы для обращения в суд с исками о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда.
Работодатель может оспорить предписание Гострудинспекции в суде, однако отменить его вряд ли удастся, считает адвокат Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Евгения Рыжкова. При этом разбирательства между работодателем и ведомством могут продолжаться в течение нескольких месяцев — тогда у сотрудника истечет срок для самостоятельного судебного обжалования действий больницы (незаконное увольнение можно оспорить в суде в течение месяца после получения соответствующего приказа).
«Если в предписании не указано на необходимость выплаты компенсации за дни вынужденного прогула или если предписание будет отменено, останется только судебная защита прав работника. Поэтому работнику лучше в любом случае обращаться в суд — в этом случае он может попросить изменить запись об увольнении в трудовой книжке или его могут восстановить на работе, выплатить ему компенсацию за дни вынужденного прогула, компенсацию морального вреда и судебных расходов.
Если в процессе работодатель исполнит предписание — восстановит на работе и выплатит компенсацию — работник может отказаться от иска, стороны могут заключить мировое соглашение или суд удовлетворит иск частично, например, взыщет только компенсацию морального вреда и судебные расходы», — прокомментировала она в разговоре с РБК Уфа.
Поскольку за нарушение норм трудового законодательства учреждение и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, ЦРБ с высокой долей вероятности попытается обжаловать предписание, сообщил в разговоре с РБК Уфа адвокат коллегии «Адвокат Премиум» Леонид Ковалев.
«Однако в удовлетворении жалобы с высокой долей вероятности будет отказано — очевидно, что увольнения произведены с грубейшими нарушениями процедуры. Окончательное разрешение спора, скорее всего, будет в суде, где будут учитываться истинные причины и мотивы такого поведения администрации Ишимбайской ЦРБ: даже из скудно насыщенной юридически значимыми фактами информации видно, что конфликт между уволенными работниками и администрацией произошел в связи с имеющимися системными нарушениями и недочетами (в том числе недоплатой за сверхурочные)», — прокомментировал он.
Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов отмечает, что решения Гострудинспекции в 90% случаев оспариваются в судах.
«Квалификация специалистов трудовой инспекции часто оставляет желать лучшего. Кроме того, существует такое понятие в служебной деятельности чиновников как статистика: чиновники должны выполнять план по выявлению нарушения трудового законодательства и привлечению к ответственности. Следовательно, в суде можно получить более объективное решение спора, чем в Гострудинспекции», — считает он.