25% жалоб на мисселинг в Башкирии связаны с продажей страховых продуктов
Жители Башкирии в 2021 году направили в Банк России 56 жалоб на мисселинг (недобросовестную продажу одного продукта под видом другого), сообщила пресс-служба регулятора. Большинство обращений касается работы кредитных организаций и лишь три жалобы связаны с деятельностью участников рынка ценных бумаг.
В более четверти обращений сообщается о некорректной продаже банками полисов инвестиционного (ИСЖ) и накопительного страхования жизни (НСЖ). Менеджеры предлагают эти продукты под видом депозитов с повышенной доходностью. При этом клиентам не объясняют, что такие инвестиции не защищены государственной системой страхования вкладов, а их доходность не гарантирована.
«Чтобы сделать ИСЖ и НСЖ более прозрачными и понятными для граждан, Банк России изменил стандарт минимальных требований к условиям их проведения. В частности, увеличится период охлаждения, в течение которого клиент может отказаться от страховки. Сейчас он длится 14 дней, а будет не менее полутора месяцев по договорам с регулярными взносами и 30 дней — с единовременным взносом», — отметила начальник экономического отдела Национального банка по РБ Фануза Калимуллина.
Она добавила, что новые правила вступят в силу в конце марта 2022 года.
Другие поступившие жалобы на мисселинг связаны с некорректной реализацией банками паев ПИФов, услуг краудфандинговых платформ, доверительных управляющих и негосударственных пенсионных фондов.
Всего за 2021 год жители республики направили регулятору 5,2 тыс. жалоб на финансовые организации, что на 12% меньше, чем годом ранее. В Банке России отмечают, что число нареканий в адрес кредитных организаций в прошлом году уменьшилось почти на треть.
Динамика числа жалоб отражает результаты работы Банка России с поднадзорными организациями и степень добросовестности финансовых организаций по отношению к клиентам. По мере роста финансовой грамотности населения число жалоб растет, поскольку потребители финансовых услуг начинают лучше понимать, как защищать свои права, в том числе при обращении в Банк России, отметил в разговоре с РБК Уфа директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов. При покупке финансовых продуктов он рекомендует не спешить с принятием решения.
«Доход банка и материальное поощрение менеджера зависят от количества и объема продаж. Если вам предлагают продукты, о которых вы не думали, возьмите паузу, взвесьте все с точки зрения баланса выгоды и рисков. В этом случае количество досадных ошибок может быть меньше. Если вам говорят: "Это как вклад, но доход выше и вы при этом получаете бесплатную страховку!" — это звучит очень заманчиво. Но никаких аналогов вклада в банке не бывает, и вложения в эти продукты не застрахованы государством. Как правило, по полисам инвестиционного и накопительного страхования вообще не гарантируют доходность либо устанавливают минимальную ставку — до 1%. Перед заключением договора вам должны дать памятку, в которой кратко перечислены основные особенности и риски страховой услуги», — прокомментировал он.