Как говорит Рамиль, за эти годы ему удалось сделать себе имя, которое только-только начинает на него работать.
Жительница Агидели Наталья Габдулхаева рассказывает, что несколько лет подряд покупала саженцы на рынке у других поставщиков, но так ничего из них и не выросло.
- Специально приехала в хозяйство посмотреть, как Рамиль деревья выращивает. Ну, думаю, саженцы не выживут, - знаю, где тебя искать, потребую деньги обратно! Не пришлось: деревья хорошо перезимовали, пошли в рост.
«Саженцы с юга выглядят хорошо только на рынке. До первых заморозков»
Рамиль признается, что в начале карьеры сам торговал саженцами из Украины, Краснодарского края. Тогда у него было много кредитов, он брался за любую работу: таксовал, на заводе подрабатывал (по образованию он механик), потом вышел на рынок. Но когда понял, что хозяин точки вынуждает его продавать заведомо гиблый товар – ушел. При этом отметил, что на саженцах можно хорошо заработать. Стал интересоваться, где достать районированные сорта деревьев.
- В республиканских питомниках особого выбора не было, ездил в более продвинутый в этом плане Челябинск, - рассказывает фермер. - Сначала занимался просто перекупкой. Денег своих нет, занимал у знакомых, с выручки – отдавал, потом опять занимал… Так понемногу раскрутился.
Материал для посадки Хабибуллины готовят в квартире зимой.
(Фото: Из семейного архива. )
У специалистов подсмотрел технологию выращивания сортовых саженцев путем прививки, подумал: не боги горшки обжигают, и замахнулся на самостоятельное производство.
Проверенные сорта
Большую часть фермерского участка занимает маточник. Это сортовые деревья, кустарники, которые Рамиль собирал по питомникам в течение нескольких лет. Сорта подтверждены сертификатами.
- Прежде чем размножить определенный сорт ждем, когда растение вырастет, принесет плоды, оцениваем вкус, внешний вид. Груша, например, выросла, а вкуса никакого – такую не предлагаем даже. Пробуем новые культуры. Многие покупатели, например, просят черешню. Посадили, но испытания она не прошла – почки вымерзают, - делится Рамиль.
На одну партию саженцев у Рамиля уходит три-четыре года: два года, чтобы вырастить из семечек дички, затем к ним прививают черенки, после чего деревья растут еще год или два.
- Мы уже восемь лет не поднимаем цену на свой товар, продаем саженцы по 300 рублей. «Выезжаем» за счет большого объема, - говорит Хабибуллин, не уточняя, правда, этот объем.
Фермер сразу определил, что будет выращивать саженцы с закрытой корневой системой (сеянцы растут в полиэтиленовых мешках). Во-первых, эта технология не повреждает корни при пересадке, растения лучше приживаются. А во-вторых, увеличивается срок посадки, соответственно, и продажи саженцев. Получается, что торговать ими можно не только осенью и весной, но и все лето.
Саженцы яблонь готовы к продаже.
(Фото: Эльвира Ибрагимова)
Семейный подряд
- Вот вы думаете, что у меня сезонная работа – ничего подобного, - говорит предприниматель. - За счастье, если в ноябре удастся отдохнуть. Все остальное время крутится вокруг дичков, прививок, ухода, продажи и т.д.
Зимой Рамиль активно занимается прививками. В этом деле ему помогает отец-пенсионер. Вообще весь бизнес держится на семейном подряде. На матери - выездная торговля, за супругой – помощь по уходу и поливу.
- Кадровый вопрос - самая большая проблема для меня, - жалуется предприниматель. – Говорят работы на селе нет, а предложишь – отказываются.
Работы в хозяйстве, конечно, много - прополка, полив. Лишь в нескольких теплицах Рамиль смастерил распылители воды, больше никакой автоматизации нет.
- Я никогда не расписывал никаких бизнес-планов, но прежде чем что-то сделать, я все хорошенько просчитываю: когда окупятся вложения, окупятся ли вообще. Автоматика хорошо, но в моем случае она не нужна, - отвечает Рамиль.
Водяную скважину и систему туманообразования фермер сделал собственными руками.
(Фото: Эльвира Ибрагимова)
- Мы ему помощь предлагали, - говорят в местной администрации. – Недавно министр сельского хозяйства РБ приезжал, оценил работу, мол, грант нужно выделить. А Хабибуллин ни в какую – не нужно, сам справлюсь.
- Не хочу бегать за этими деньгами, - отмахивается фермер. – Отчеты будут требовать… Что такое агробизнес: сегодня есть урожай, завтра – нет. Вложу деньги, а результата не будет. И что тогда? Как отчитываться? Не нужна мне такая головная боль.
P.S. О затратах и выручке фермер предпочитает не распространяться. «Даже не пытайте меня. Никаких цифр», - обрубает он. К слову, в нашей практике это не первый случай, когда сельские предприниматели отказываются раскрывать финансовую сторону дела. В одном из районов республики, женщина, решившая выращивать яблоки на продажу, вовсе отказалась от общения. По ее мнению, материал мог вызвать зависть соседей.
МНЕНИЕ
Махмуда АБДЕЕВА, кандидат сельскохозяйственных наук, селекционер.
- Сегодня в республике осталось два-три плодовоягодных питомника из двенадцати, где производят посадочный материал. Конечно, это очень мало, учитывая большой спрос на районированные сорта. Поэтому вполне закономерно, что эту работу на себя взяли предприниматели.
Лично я скептически отношусь к такой деятельности. Чаще всего у коммерсантов нет соответствующего образования, научной базы. Где берут черенки? Если из Челябинской области – одно дело, у нас с ними схожие условия, а вот из Свердловской области везти уже не стоит.
В последнее время предприниматели все чаще обращаются к нам за консультациями, советами. Помогаем, конечно. Если они будут добросовестно выполнять свое дело, для местных садоводов это будет большой поддержкой.