Апелляция назвала решение о банкротстве «Башкиравтодора» преждевременным
Арбитраж Башкирии преждевременно признал АО «Башкиравтодор» банкротом, решение было принято без исследования всех необходимых документов и обстоятельств. К такому выводу пришел 18-й апелляционный суд в Челябинске, говорится в опубликованном решении суда.
В конце июля суд в Башкирии признал компанию банкротом и назначил и. о. конкурсного управляющего Олега Рыкуса. Решение обжаловали сам должник, Минземимущество и прокуратура республики, Сбербанк, компания «Битум» и бывший и. о. гендиректора «Башкиравтодора» Александр Ликомаскин. 4 сентября апелляционная инстанция отменила решение и возобновила процедуру наблюдения в отношении компании. 10 сентября суд опубликовал мотивированное решение.
«Башкиравтодор» в жалобе указал, что Рыкус не мог быть утвержден арбитражным управляющим из-за наличия заинтересованности в отношении одного из кредиторов — компании «АГ — Бизнесгрупп». Должник также указал, что на дату рассмотрения дела не было проведено первое собрание кредиторов, не было отчета временного управляющего и анализа финансового состояния компании. Кроме того, выводы о безальтернативности процедуры банкротства, по мнению «Башкиравтодора», не были подтверждены документами и являются голословными. Компания указала на наличие сведений о возможном выходе общества из кризиса.
Минземимущество представило аналогичные доводы в жалобе. Сбербанк и Ликомаскин также указали на заинтересованность Рыкуса в отношении «АГ — Бизнесгрупп» — кредитора, который просил суд признать должника банкротом.
Компания «Битум» в жалобе отметила, что введение процедуры конкурсного производства при наличии запрета на проведение собраний кредиторов противоречит закону о банкротстве. Прокуратура указывала, что суд должен был оценить имущественное положение должника, а введение конкурсного производства создает риск расторжения госконтрактов и ухудшения ситуации, а также подрывает возможность исполнения обязательств перед тысячами работников.
Налоговая в суде отметила, что «Башкиравтодор» продолжает работать, содержит штат сотрудников, а с февраля погасил текущую задолженность по налогам и сборам на 2,2 млрд руб. В ФНС считают, что возможно введение реабилитационных процедур банкротства.
Суд первой инстанции указывал, что общий размер требований к должнику на дату заседания составлял 4,8 млрд рублей и пришел к выводу о наличии экстраординарной ситуации и признаков банкротства. Апелляция посчитала этот вывод преждевременным. Арбитражу нужно обязать временного управляющего предоставить отчет по результатам процедуры наблюдения и анализ финансового состояния должника, а также предложить кредиторам и акционерам решить вопрос об утверждении мирового соглашения или представить мнение о следующей процедуре банкротства. Доводы о заинтересованности Рыкуса апелляция рассматривать не стала.
Управляющий партнер юридической компании NERRA Руслан Губайдулин отметил, что практика по отмене решений о введении процедуры конкурсного производства встречается нечасто. В деле «Башкиравтодора» большую роль играет масштаб предприятия и, как следствие, социальный фактор. Более 5 тыс. трудоустроенных людей, государственные контракты, по которым поступают денежные средства, зарезервированные денежные средства для оплаты налогов в бюджет — все это заставляет задуматься о принятом решении о введении ликвидационной процедуры в отношении должника, считает эксперт.
«Важно помнить, что общий вектор судебной практики сейчас складывается таким образом, что необходимо давать возможность компаниям, оказавшимся в трудном финансовом положении, выйти из состояния финансового кризиса, если имеются предпосылки для этого. Тем более, когда социальный фактор компании играет далеко не последнюю роль. Одним из дальнейших сценариев может быть выбор кредиторами реабилитационной процедуры в отношении АО «Башкиравтодор», например процедуры внешнего управления. Для этого потребуется консолидированная позиция государственных органов, кредиторов и самого должника. В таком случае, появляется шанс на то, чтобы предприятие вышло из кризиса», — говорит Руслан Губайдулин.
Советник Forward Legal Данил Бухарин отметил, что первая инстанция сослалась лишь на бухгалтерскую отчетность и текущие долги, но не дождалась анализа финансового состояния, не проверила «дебиторку», активы и незавершенные контракты. К тому же кредиторам и акционерам не дали полноценно высказаться, хотя именно они должны определять дальнейшую судьбу должника — от мирового соглашения до внешнего управления.
«Фактически суд «перепрыгнул» через ключевой этап процедуры наблюдения и ввел конкурсное производство без опоры на выводы временного управляющего и без учета позиции кредиторов. Апелляция сочла это нарушением и справедливо отменила решение, вернув процесс в рамки закона. Таким образом, пока не собраны все данные и не сформирована позиция кредиторов, объявлять компанию банкротом нельзя — иначе это превращается в формальность, а не в реальную процедуру восстановления платежеспособности. Важно подчеркнуть: это вовсе не гарантирует сохранение компании. После того, как управляющий подготовит финансовый анализ, и кредиторы примут решение о дальнейшей процедуре, суд может вновь прийти к выводу о необходимости признания «Башкиравтодора» банкротом», — говорит Данил Бухарин.
Юрист адвокатского бюро «РСП Партнерс» Егор Зверунов назвал позицию апелляционной инстанции разумной и соответствующей достижению основной цели банкротства —наиболее полного удовлетворения требований кредиторов при соблюдении баланса интересов всех участвующих в деле лиц.
«Восстановление платежеспособности должника является наиболее благоприятным исходом как для кредиторов, так и для гражданского оборота в целом. Вместе с тем, поскольку принятие решения о реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, влечет за собой и издержки в виде необходимости кредиторов ожидать итогов реабилитационных процедур, предваряющих исполнение обязательств, законодатель наделил мнение конкурсных кредиторов приоритетом при принятии решения о дальнейшей судьбе должника после окончания процедуры наблюдения. В рассматриваемом деле суд первой инстанции принял явно поспешное решение о введении ликвидационной процедуры в условиях отсутствия отчета о финансовом положении должника, проигнорировав как мнение конкурсных кредиторов, так и потенциальную возможность реализации наиболее благоприятного сценария», — сказал он.
«Башкиравтодор» — крупнейший государственный дорожно-строительный подрядчик республики. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, выручка предприятия в 2024 году составила 9,6 млрд, а чистый убыток — 719 млн руб.