Башкирия вышла из топ-10 национального туристического рейтинга
Башкирия заняла 12-е место и вошла в «золотую двадцатку» в седьмом национальном туристическом рейтинге, составленном по итогам 2021 года центром информационных коммуникаций «Рейтинг» и журналом «Отдых в России». В 2015 году республика стартовала в рейтинге с 20-го места, в 2018 году регион впервые вошел в топ-10, оказавшись на десятом месте. В 2019 и 2020 годах республика занимала девятую строчку рейтинга.
Лидером по итогам года признали Краснодарский край — регион поднялся в топе с четвертого на первое место. Московская область, возглавлявшая рейтинг годом ранее, заняла вторую строчку. Тройку лидеров замкнула Москва, в прошлом исследовании располагавшаяся на втором месте. В десятку также вошли Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Алтайский край, Татарстан, Нижегородская и Самарская области. Последние два региона стали новичками в десятке, потеснив Башкирию и Свердловскую область (субъект занял 16 место против 10-го в прошлогоднем рейтинге).
Тройка аутсайдеров практически не изменилась, последнее место рейтинга занял Чукотский автономный округ, Ненецкий АО опустился с 83-го на 84-е место, а Еврейская автономная область поднялась с 84-го на 83-е место.
Авторы исследования констатируют, что 2021 год оказался для туриндустрии успешнее «катастрофического» пандемийного 2020 года — вырос турпоток, увеличилась заполняемость гостиниц, ряду регионов удалось превысить показатели 2019 года по числу принятых туристов. Выручка гостиниц и других мест размещения за девять месяцев прошлого года выросла по сравнению с 2020 годом на 67% и на 1% по сравнению с 2019 годом, в то же время по числу ночевок выйти на докризисный уровень пока не удалось. Положительный эффект на отрасль оказала господдержка программы развития внутренних чартеров и туристический кешбэк.
«Закрытие многих популярных зарубежных направлений позволило россиянам по-новому взглянуть на внутренний туризм. Однако большой сегмент рынка остается не до конца реализованным. Событие, которого мы ждем в 2022 году, — перезапуск в России въездного туризма, который на данный момент восстановился только на 10% от уровня 2019 года. До пандемии въездной туризм зарабатывал около 12 млрд долларов в год. Мы надеемся, что вскоре восстановим эти доходы и даже увеличим в несколько раз», — прокомментировал президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев.
По мнению эксперта по вопросам развития внутреннего туризма Рины Гринберг, единственной объективной оценкой развития индустрии может стать показатель того, сколько средств приносит отрасль в экономику того или иного региона. По ее мнению, в этом критерии заключается качество предоставляемых услуг, их разнообразие и другие факторы. В то же время сегодня не существует способа реально оценить, сколько отрасль приносит в экономику, так как часть предпринимателей не работает официально, а часть не указывает ОКВЭДы, связанные с туризмом. Авторы же Национального туристического рейтинга выстраивают его на основе измеримых показателей и критериев, которые, по мнению Гринберг, не отражают реальной картины.
«Если брать данные Башстата за январь—ноябрь этого года и предыдущего, мы видим четкий рост от 40% до 70% по отношению к прошлому году. В Национальном туристическом рейтинге все критерии оцениваются либо по данным 2020 года, либо 2020 года плюс данные за девять–десять месяцев 2021 года. То, что Башкирия ушла на 12-е место, значит, что мы всего лишь в каком-то из критериев просели в ковидном 2020 году. Я бы оценивала эти изменения лишь как некие колебания на фоне других регионов и то только с учетом погрешности на взятые критерии. Потому что, при всей критичности, очевидно и понятно, что в Башкирии растет туризм, возможно, нас меньше упоминали в СМИ, чем другие регионы, что сказалось на позиции в рейтинге, — можно только предполагать, потому как авторы исследования не раскрывают, за счет чего мы просели в рейтинге», — отметила Рина Гринберг.
Регионы на основе статистических данных и мнения экспертов оценивали по уровню развития туротрасли и гостиничной инфраструктуры, доходности индустрии туризма и гостеприимства, развитию санаторно-курортной отрасли, популярности субъекта у российских и иностранных туристов, туристической уникальности и привлекательности. Кроме того, учитывался уровень преступности в регионах, интерес к субъектам в Интернете как к местам отдыха, а также продвижение турпотенциала в информационном пространстве.