Производство обуви в Башкирии за год выросло на 18%
Объемы производства обуви за 2023 год в Башкирии выросли на 18%, в статистику входят туфли, ботинки, сапоги, кроссовки и другая обувь. За год число производителей обуви в регионе увеличилось почти вдвое — с 24 производителей в 2022 году до 47 в 2023-м. За тот же период производство туфель в республике подросло на 11%, было произведено более 474 тыс. пар. По этому показателю регион занял десятое место в топ-10 регионов, составленном аналитиками государственной системы маркировки «Честный знак».
Лидерами по производству туфель стали Москва (2,6 млн пар) и Ставрополье (1,7 млн пар). В топ-5 также вошли Московская область (955 тыс. пар), Тверская область (770 тыс. пар) и Краснодарский край (768 тыс. пар).
При этом с ростом производства туфель снизились цены на них. Средняя стоимость пары упала на 17%, с 2,5 тыс. руб. в 2022 году, до 2,1 тыс. руб. в 2023 году.
Маркировка товаров легпрома в России вводится поэтапно с 2021 года. С 1 апреля 2024 года обязательная маркировка распространялась на одежду из искусственного меха и фетра, спортивные и лыжные костюмы, мужские костюмы, пальто и еще ряд позиций.
В конце марта Минпромторг предложил ввести с 2025 года маркировку нижнего белья, купальников, носков и еще нескольких позиций.
Основатель бренда мужской обуви Comfers Дмитрий Максимов отметил, что ситуация на рынке производства обуви сильно зависит от ценового сегмента. Далеко не каждый потребитель обращает внимание на страну производства обуви, чаще всего покупатель просто ориентируется на известный бренд.
«Мы работаем в средней и средней+ ценовой нише. Наблюдаем, что последние два года потребители стали больше экспериментировать и спокойнее пробовать новые неизвестные бренды. Представители отечественных брендов всегда лучше понимают погодные условия и специфику потребления в нашей стране. И естественно, больше на них ориентируются при разработке моделей и выборе используемых материалов. Уход зарубежных брендов с массового рынка, конечно, влияет [на сектор], но и тут есть нюансы. Во-первых, для части потребителей все равно бренды доступны, к примеру, на маркетплейсах. Во-вторых, остаются типы обуви, опыт производства которых исторически в стране не развит. Например, у нас отлично делают туфли и ботинки, но производство кроссовок пока не на должном уровне», — говорит он.
По словам Максимова, часто то, что мы можем купить у российских брендов, далеко не всегда производится в нашей стране. Это контрактное производство за рубежом. В основном это связано с объемами производства, технологиями и организационными привычками. Бизнес ищет тех, кто максимально эффективно может выполнить заказ на партию — от дизайна колодки, подошв, стелек и верха до готового изделия. По ряду типов обуви у нас таких специалистов нужно на проект собирать по всей стране, вариативность компонентов для производства обуви также низкая, отмечает эксперт.
Генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых отметил, что рост производства обуви наблюдается по всей стране и это напрямую связано с уходом зарубежных брендов.
«Первая причина такого роста — это импортозамещение. Вторая — поддержка промышленности. И третья — активность бизнеса, особенно малого и среднего. На запуск новых образцов, на поиск новых поставщиков сырья в легкой промышленности предпринимателю нужны недели, а не годы, как в плановой экономике. Средняя цена на обувь в России в октябре 2023 года выросла на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2022, лидерами продаж становятся отечественные торговые марки. При этом зависимость от материалов, которые закупаются в других странах, вынуждают российских производителей повышать цену. Среди основных проблем перед отраслью хотелось бы отметить, что сейчас, чтобы начать выпускать обувь, производителям требуется получить множество сертификатов и разрешений. Многие предприниматели не готовы к такому. В итоге, примерно менее трети рынка обувного товаров в России — теневая, то есть контрафакт», — говорит эксперт.
По его словам, чтобы сфера начала развиваться, потребуется, в частности, решить проблемы законодательного обеспечения поддержки производителей.