Резиденты НПЦ в Башкирии планируют выпускать агродроны и тяжелые БПЛА

Разработчики технологий и производители беспилотных летательных аппаратов могут получить господдержку до 300 млн руб. В текущем году в Башкирии начнет работу научно-производственный центр, который создаст инфраструктуру для компаний и стартапов, связанных со сферой БПЛА. Уже подписаны соглашения с 15 предприятиями, которые станут резидентами технопарка.
Подробнее о перспективах развития беспилотных авиасистем в Башкирии и мерах господдержки отрасли в интервью телеканалу РБК Уфа рассказал директор АНО «Беспилотные объединенные технологии» Марс Аминов.
— Что изменилось в сфере беспилотных авиасистем за последние годы?
— В Башкирии развитие отрасли беспилотных авиационных систем началось еще в 2021 году при поддержке руководства республики. По инициативе Министерства промышленности в декабре 2023 года была создана автономная некоммерческая организация «Беспилотные объединенные технологии», ее задача заключается в том, чтобы развивать беспилотные системы как таковые, в том числе и робототехнику. На сегодняшний момент отрасль бесплотных авиационных систем активно развивается, республика входит в число регионов-лидеров по этой теме. Мы подписали около 15 соглашений с потенциальными участниками рынка, которые станут резидентами нашего научно-производственного центра.
О направлениях работы НПЦ
— В конце марта Минпромторг России аккредитовал АНО «Беспилотные объединенные технологии» как научно-производственный центр (НПЦ). Как это изменит вашу работу?
— Аккредитация подтверждает, что наш НПЦ соответствует всем федеральным требованиям, применяемым для инфраструктуры такого рода. Нацпроект по развитию отрасли беспилотных авиасистем предусматривает, чтобы такие центры создавались с учетом уникальных особенностей регионов, аккумулируя всю технологическую базу и при этом взаимодействуя с другими регионами в рамках кооперационных цепочек.
Например, не секрет, что наша республика сильна в двигателестроении, и это является основой уникальных разработок резидентов центра. Кроме этого, в концепции развития отрасли мы видим применение беспилотников в сельском хозяйстве, что подстегнет и развитие других отраслей. Поэтому компании, с которыми уже подписаны соглашения, уже начали разработки агродронов, тяжелых беспилотников. У нас есть большой задел в вертолетостроении: наш завод в Кумертау одним из первых совместно с «Вертолетами России» сертифицировал беспилотный аппарат БАС-200. Проектируется новый вертолет «Катран», первые опытные образцы уже проходят испытания.
Статус НПЦ и аккредитация Минпромторга РФ позволяют нашим резидентам пользоваться технологической инфраструктурой. Научно-производственный центр — это мини-технопарк, который включает в себя в том числе центр коллективного пользования: он нужен для того, чтобы у стартапов и небольших предприятий была возможность организовывать мелкосерийное производство своих наработок. Кроме того, в НПЦ входят летно-испытательный и лабораторно-исследовательский комплексы, потому что любой аппарат должен быть сертифицирован, а для этого нужно провести различные испытания. Также представлен образовательный центр, в рамках которого планируем создать и ситуационный центр для мониторинга полетов и формирования кадрового потенциала.
О мерах поддержки бизнеса
— Подобная инфраструктура наверняка требует больших затрат. Как финансируется работа центра, есть ли государственная поддержка для компаний?
— Для обеспечения работы научно-производственного центра в рамках нацпроекта предусмотрена субсидия Минпромторга РФ на расширение и оснащение НПЦ. Данной мерой поддержки мы планируем воспользоваться в этом году: сейчас мы готовим заявку от республики, чтобы в следующем году начать расширение парка и создание новых производственных мощностей.
Статус резидента НПЦ позволяет компаниям получать все меры поддержки, действующие на текущий момент. Например, они могут рассчитывать на получение средств на опытно-конструкторские работы. По линии фонда НТИ выделяется грантовая поддержка по схеме 30-70-300: на первом этапе резиденты могут получить до 30 млн руб. на создание опытного образца, до 70 млн — на развитие промышленного образца и до 300 млн руб. — на запуск мелкого серийного производства. Кроме того, есть меры поддержки, связанные с обратным инжинирингом и НИОКР. Для крупных компаний предусмотрена компенсация расходов на сертификацию, возмещение стоимости летного часа. Рассматриваются такие меры, как введение налоговых преференций для участников реестра разработчиков и производителей БАС. В прошлом году несколько компаний воспользовались этими мерами поддержки и сегодня активно развивают свои проекты.
О перспективах развития
— Сейчас в ряде регионов действуют ограничения на использование БПЛА, но уже сейчас очевидна необходимость разработки беспилотных авиационных систем в гражданской сфере. Как республика развивает отрасль и какие проблемы сдерживают прогресс в этой части?
— Основным сдерживающим фактором, на мой взгляд, является борьба за безопасность в воздухе. Многое делается для того, чтобы снять барьеры для применения беспилотников, обеспечить бесшовное использование воздушного пространства между пилотируемой авиацией и беспилотной. Сейчас уже произошли некоторые подвижки в этом направлении. Например, беспилотникам массой до 30 кг можно летать не выше 150 м в прямой зоне видимости вне населенных пунктов. Агрохозяйства имеют право использовать дроны в полях на высоте не более 30 м в зоне прямой видимости. Это хорошие послабления, но тем не менее их недостаточно для применения тяжелых БАС.
Мы считаем, что сфера применения беспилотников очень широка. Их можно использовать практически в любой отрасли, от дорожного строительства до энергетики. Единственное, что сдерживает развитие данной отрасли, —барьеры с безопасностью. Других препятствий я не вижу, потому что у нас активно развивается промышленность, а технологические компании имеют ряд разработок, которые способны обеспечить технологическое лидерство, которое поставил во главу угла наш президент.
О кадровом вопросе
— Насколько остро ощущается нехватка специалистов в сфере разработки и эксплуатации беспилотников? Как решается эта проблема?
— В нашем регионе на текущий момент порядка 2 тыс. человек проходят подготовку по различным специальностям: пилоты БВС, инженеры, специалисты по искусственному интеллекту и IT.
В рамках национального проекта в прошлом году 20 школ и один ссуз были оснащены классами и техникой для подготовки кадров. Это значительная поддержка для республики, но работа только началась. Кроме того, наши вузы, стоит отдать им должное, имеют программы по подготовке специалистов. На сегодняшний момент мы обсуждаем смежные направления.
Нам нужны люди, которые не только умеют управлять беспилотными технологиями и давать им задания, но и способны обрабатывать информацию, которую передают БПЛА. В сельском хозяйстве необходимы специалисты, умеющие управлять беспилотниками и обладающие знаниями в области точного земледелия. Это очень ценные сотрудники, а в будущем такие люди будут востребованы во всех отраслях.
Я уверен, что в ближайшие 10–15 лет беспилотники станут такой же обыденной вещью, как смартфоны. И это сильно облегчит жизнь для многих людей.