АСВ требует от правления Роскомснаббанка возместить 4,5 млрд убытков

Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) в понедельник, 8 ноября, направила в Арбитраж Башкирии заявление о привлечении контролировавших Роскомснаббанк лиц к гражданско-правовой ответственности. С них намерены взыскать убытки в размере 4,5 млрд рублей, сообщил департамент общественных связей АСВ.
Иск подан к бенефициару, бывшему председателю правления банка Флюру Галлямову, его заместителям Рустему Мухтарову и Иреку Такиуллину, финансовому директору организации, члену правления Денису Огневскому. АСВ также намерена привлечь к ответственности начальника управления кредитования, члена правления банка Руслана Шайхутдинова, управляющего офисом организации в Москве Павла Медведева и заместителя начальника управления кредитования Н. Шаймуратова.
«В ходе проверки обстоятельств банкротства [Роскомснаббанка] агентством установлено, что контролировавшими банк лицами совершались действия по кредитованию заемщиков, заведомо неспособных исполнить обязательства по возврату задолженности, в результате которых банку были причинены убытки», — отмечают в АСВ.
Как сообщал РБК Уфа, в марте 2019 года Банк России отозвал лицензию у Роскомснаббанка (ранее носил название Башкомснаббанк). Регулятор мотивировал решение тем, что финансовая организация нарушила «антиотмывочное» законодательство. В июле 2021 года Арбитражный суд Башкирии удовлетворил заявление Центробанка и признал ПАО «Роскомснаббанк» банкротом, функции конкурсного управляющего возложили на АСВ.
Флюр Галлямов оказался недоступен для комментариев, Ирек Такиуллин не смог прокомментировать заявление АСВ.
По словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Сергея Учителя, подача заявлений АСВ о привлечении контролировавших должника лиц в рамках процедур банкротства банков является стандартной практикой. При этом суды зачастую занимают жесткую позицию по отношению к таким лицам, «априори считая их виновными в доведении до банкротства».
«Статистика удовлетворения заявленных требований о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности показывает, что субсидиарная ответственность за последние годы превратилась из мертвого института в эффективный инструмент преследования и устрашения, число таких заявлений постоянно растет. Только в течение I квартала 2021 года регулятором рынка — Центральным Банком — уже отозвано более 15 банковских лицензий, в течение всего 2020 года — более 30. За более чем 15 лет деятельности АСВ судами по искам о привлечении к субсидиарной ответственности было присуждено более 100 млрд рублей», — отметил Учитель в разговоре с РБК Уфа.
Неправомерные действия (бездействие) КДЛ, по словам адвоката, могут выражаться в принятии деловых решений с нарушением принципа добросовестности разумности, в даче указании по поводу совершения явно убыточных операций, а также в назначении на руководящие должности лиц, очевидно не соответствующих интересам организации. К нарушениям могут отнести также создание и поддержание системы управления, которая нацелена на извлечение выгоды третьим лицом во вред должнику или его кредиторам. Для установки вины КДЛ достаточно наличие у них полномочий давать указания должнику.