В Башкирии хотят принять новую программу развития придорожного сервиса
В Башкирии планируют принять новую концепцию развития придорожного сервиса. Она будет действовать в 2025–2030 годах. Проект документа опубликован региональным Минторгом.
Концепция предусматривает создание за шесть лет в Башкирии 22 многофункциональных зон дорожного сервиса. Под ними понимаются комплексы, включающие АЗС, пункт питания, торговую точку и площадку отдыха. Также за этот период в республике планируют создать 300 объектов придорожного сервиса и столько же модернизировать.
К целям программы также отнесено приведение объектов придорожного сервиса к унификации и стандартным типовым решениям, повышение уровня удовлетворенности клиентов сервисом на дорогах, создание системы информирования водителей и пассажиров о таких объектах и пр.
Сейчас 50,7 тыс. км дорог в республике обслуживают более 1,85 тыс. объектов придорожного сервиса. При этом размещение таких объектов характеризуется неравномерным развитием данной сферы, констатирует министерство. Так, в Уфе таких объектов 134, а, к примеру, в Караидельском районе — всего шесть.
Из общего числа объектов придорожного сервиса 723 приходится на АЗС, 745 — на объекты торговли, 431 — на пункты питания. Также в регионе действует 266 автосервисов, 140 автомоек, 117 мотелей и 85 автостоянок.
Основными проблемами, сдерживающими развитие придорожного сервиса, Минторг называет длительность процедур по приведению земель в соответствие с целями их использования, значительные затраты инвесторов на инженерные коммуникации, строительство подъездов и съездов, отсутствие стандарта для строительства новых объектов.
«Для решения задачи обеспечения качества оказываемых услуг на объектах придорожного сервиса необходимо предусматривать возможность привлечения для создания и эксплуатации объектов дорожного сервиса сетевых операторов (владельцев АЗС, сетевых ресторанов быстрого питания, сетевых гостиниц) и их консорциумов, что обеспечит не только соответствие объектов достаточно высоким в условиях обеспечения конкурентной среды сетевым стандартам качества оказываемых услуг, но и возможность достижения синергетического эффекта от их объединения в многофункциональные зоны», — говорится в документации.
Предыдущая программа развития придорожного сервиса в Башкирии была утверждена в конце 2020 года. Закладывалось, что до конца 2024 года в регионе должны построить 1 тыс. объектов придорожного сервиса и столько же модернизировать. На момент принятия программы на дорогах работали 900 объектов.
Эксперт по внутреннему туризму Рина Гринберг отмечает, что развитие придорожного сервиса влияет на туристическую привлекательность региона.
«Количество автопутешественников увеличивается, и Башкирия наиболее привлекательна в этом плане для соседних регионов. Качество придорожного сервиса — это первое, с чем столкнутся путешественники, и это их первое впечатление от региона. Поэтому бороться за то, чтобы это впечатление было хорошим, однозначно надо. Другой вопрос, что в последние годы увеличивается количество автопутешественников-кемперов, а под них специализированных стоянок у нас можно сказать, что нет. Необходимо развивать и это направление в том числе. Кроме того, у нас очень высокая кадастровая стоимость участков, предназначенных для придорожного сервиса. От ее стоимости зависит и цена аренды, и земельный налог, для небольшого частного бизнеса это может стать сдерживающим фактором для входа на рынок», — говорит эксперт.
В октябре 2024 года глава Башкирии Радий Хабиров сообщал, что с 2021 года в регионе построили 877 новых придорожных объектов и отремонтировали еще 881. Объем капиталовложений в отрасль за четыре неполных года превысил 10 млрд руб.
Как писал РБК Уфа, в августе 2023 года премьер-министр правительства России Михаил Мишустин поручил Минтрансу и Минэкономразвития разработать и направить главам регионов рекомендации по развитию зон дорожного сервиса и взаимодействию с инвесторами с учетом предложений и опыта Башкирии.