УФАС нашло признаки нарушений в закупках ГКЗ «Башкортостан»
Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии (УФАС) возбудило дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции при закупках Государственного концертного зала «Башкортостан» (ГКЗ) и неназванного предпринимателя. В ведомстве считают, что положение о закупках госучреждения позволяет заключать контракты с единственным поставщиком на конкурентных рынках, что противоречит закону. Рассмотрение дела назначено на 28 марта, следует из определения УФАС, которое изучил РБК Уфа.
В положении о закупках ГКЗ содержится 57 оснований для закупки у единственного поставщика, несколько из них вызвали сомнения антимонопольного ведомства.
Так, в УФАС указывают, что в документе предусматривается возможность заключать такие контракты при цене не выше 600 тыс. руб., а предельная сумма по договорам не должна быть выше 30 млн руб.
«Вместе с тем указанная предельная максимальная сумма не содержит временного интервала, в рамках которого установлен указанный предел, что приводит к множественности толкования и может привести к ограничению конкуренции, так как ГБУК РБ ГКЗ "Башкортостан" имеет возможность осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения конкурентных процедур», — отмечается в определении.
Кроме того, антимонопольная служба указала, что в перечень оснований необоснованно включили возможность заключения договоров с единственным поставщиком на организацию массовых мероприятий, охранные, рекламные, транспортные услуги, закупку оборудования, сувениров и пр. Все эти рынки являются конкурентными, и подобные правила ограничивают потенциальных участников конкурсных процедур, считают в ведомстве.
Судебный эксперт экспертной группы Veta Александр Терентьев считает доводы УФАС достаточно объективными и понятными.
«В ходе этого разбирательства с высокой вероятностью будет доказано, что спорное положение о закупке ГКЗ расходится с нормами законодательства о закупках и требованиями закона о защите конкуренции, также налицо злоупотребление ГКЗ с точки зрения применения норм положения, так как руководствоваться в принятии решений только этим документом они не могут. В случае такого распространенного нарушения, как создание условий с целью отказа от проведения конкурентных закупок, как правило, разбирательство приводит к административной ответственности должных лиц — это штрафные санкции, а также вынесение предписания на устранение условий в положении, позволяющих проводить большинство закупок без конкурентных процедур. С высокой вероятностью на уже заключенных, но неисполненных контрактах, скорее всего, это не отразится», — говорит эксперт.
Единственным учредителем ГКЗ «Башкортостан» выступает республика в лице Минкультуры. Руководит организацией Вильдан Яруллин. Согласно сервису проверки контрагентов Rusprofile, одним из самых крупных подрядчиков ГКЗ выступает предприниматель Гульнара Юрина, руководитель АНО «Дирекция культурных программ РБ». В частности, в октябре 2023 года госучреждение заключило с ней контракт на 33,5 млн руб. на проведение конкурса песни «Время героев», прошедшего с июня по август прошлого года.
Как сообщал РБК Уфа, в июле 2023 года Ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова и государственную киностудию «Башкортостан» заподозрили в заключении антиконкурентных соглашений с Гульнарой Юриной. УФАС по Башкирии возбудило дело в отношении госучреждений и их подрядчицы. В декабре стороны признали нарушившими закон о конкуренции, предписание им не было выдано из-за исполнения заключенных договоров.