Дефицит бюджета Башкирии вырастет на 4,5 млрд рублей
Госсобрание — Курултай Башкирии в начале осенней сессии рассмотрит поправки в республиканский бюджет на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов. Правительство РБ предлагает увеличить основные параметры финансового документа — расходную, доходную части и дефицит. С учетом поправок доходы бюджета в 2022 году составят 271,9 млрд рублей с ростом на 15,4 млрд рублей, расходы — 296 млрд рублей с ростом на 19,9 млрд рублей. Дефицит запланирован в объеме 24,1 млрд рублей, что на 4,5 млрд рублей больше предыдущей редакции. Изменятся и показатели планового периода.
Документ получил одобрение на заседании комитета Госсобрания по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям, сообщает пресс-служба парламента.
«Увеличен план по налоговым и неналоговым доходам в 2022 году. Это связано в том числе с дополнительными безвозмездными поступлениями из федерального бюджета в объеме 7 млрд рублей. Соответствующие суммы отражены в целевых статьях расходов. Из бюджета республики на социально значимые и иные приоритетные направления в 2022 году выделяется еще 9,2 млрд рублей. Эти деньги пойдут на увеличение фонда оплаты труда бюджетников, социальные выплаты, лекарственное обеспечение и т. д.», — сообщил спикер Госсобрания Константин Толкачев.
Депутаты также должны рассмотреть поправки в Республиканскую адресную инвестиционную программу, утвердить дополнительные расходы дорожного фонда. Будут уточнены источники финансирования бюджетного дефицита. В Минфине республики отметили, что правительство знает, откуда взять средства на покрытие недостающих средств.
Профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Галина Сорокина сообщила РБК Уфа, что в 2022 году, вопреки ожиданиям, произошло увеличение большинства региональных бюджетов в России. По состоянию на 1 августа только 11 регионов имели дефицит бюджета, причем большинство из них всегда были дотационными — это Белгородская, Мурманская, Магаданская области, Республика Тыва, Забайкальский край, Чечня и другие.
«Вообще стратегия технологического суверенитета и пространственного развития России требует значительного государственного протекционизма, а это значит увеличение целевых государственных региональных программ на развитие инфраструктуры региона, его человеческого капитала. Именно поэтому подавляющее большинство региональных бюджетов принято с дефицитом. Стоит отметить, что доходы региональных консолидированных бюджетов по состоянию на июнь превышают аналогичный прошлогодний показатель почти на 25%, причем падение доходов наблюдается только в Калининградской области, что вполне объяснимо в условиях практически экономической блокады региона со стороны прибалтийских государств», — сообщила Сорокина.
Эксперт указала, что доходы региональных бюджетов примерно на треть состоят из налогов на доходы физических лиц, чуть меньшую долю занимают налоги на прибыль организаций. Остальные источники по отдельности оказывают меньшее влияние на региональные бюджеты. Согласно данным Минфина РФ, доходы россиян за первые пять месяцев выросли почти на 30%, а санкции переориентировали российских потребителей на покупку товаров отечественного производства. Мировой рост цен привел к увеличению нефтегазовых доходов регионов в виде налога на добычу полезных ископаемых и прибыль организаций.
«Расходная часть региональных бюджетов выросла по результатам первого полугодия относительно прошлогоднего показателя на 17,6%. Это обусловлено масштабными программами по поддержке населения, в том числе беженцев, финансированием программ национальных проектов и т. д. Однако для обеспечения национальной экономической безопасности регионы должны принимать амбициозные программы по развитию внутренней инфраструктуры, в том числе по поддержке инноваций, развитию человеческого потенциала, а это требует увеличения финансирования инфраструктурных и социальных проектов», — добавила Галина Сорокина.
По мнению исследователя, ситуация для региональных бюджетов ухудшится в 2023–2024 годах, когда цены на энергоресурсы после пиковых значений начнут снижаться, а отложенный эффект санкций проявится в полной мере.
Как сообщал РБК Уфа, доходы консолидированного бюджета Башкирии за семь месяцев 2022 года составили 176,2 млрд рублей. Расходная часть казны за этот же период достигла 175,11 млрд рублей. Профицит бюджета составил 1,1 млрд рублей, по итогам первого полугодия показатель был равен 3,3 млрд рублей.
Доходы консолидированного бюджета за семь месяцев превысили уровень аналогичного периода прошлого года на 20,8%. Из 176,2 млрд рублей доходов 128,13 млрд пришлось на налоговые и неналоговые — они увеличились на 23,8 млрд, или на 22,9%, по сравнению с январем—июлем 2021 года, исполнение годового плана составило 59%. 35,4% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов пришлось на поступления от налога на прибыль организаций (45,35 млрд рублей), 28,8% — от налога на доходы физлиц (36,9 млрд), 13,7% — акцизов (17,6 млрд рублей).
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе Вконтакте.