Башкирия замкнула топ-3 регионов по доле дефолтных автокредитов
Башкортостан вошел в топ-5 регионов с наибольшей долей просроченной задолженности по автокредитам: 3,9% по состоянию на 1 марта 2020 года. Выше только в Москве (12,1%), Краснодарском крае (6,2%), Санкт-Петербурге (5,5%) и Московской области (5,3%), следует из данных совместного исследования бюро кредитных историй «Эквифакс» и Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
Общий объем просроченной задолженности в сегменте автокредитования составил 51,1 млрд рублей: 6,2% от общего кредитного портфеля в этом сегменте. На 1 марта 2019 года доля была выше – 7,2%.
Количество должников по автокредитам при этом выросло на 3% и составило 112,8 тыс. человек: в просрочке каждый 15 автомобиль, купленный в кредит, резюмируют авторы исследования. По доле дефолтных автокредитов Башкортостан на третьем месте с показателем 5,3%. В лидерах Москва (9,4%) и Краснодарский край (5,6%).
Доля кредитных автомобилей составляет порядка 50%, однако реальный уровень приближается к 75%, считают эксперты.
«Зачастую заемщики делают выбор в пользу необеспеченного потребительского кредитования для оплаты транспортного средства, отказываясь от специализированного продукта, чтобы избежать дополнительных трат в виде обязательного оформления полиса КАСКО, стоимость которого в несколько раз выше, чем ОСАГО, и для многих покупателей является чрезмерной долговой нагрузкой», — пояснили в «Эквифаксе».
Средняя сумма кредита за год увеличилась на 6% — с 738,6 тыс. рублей до 784,1 тыс., первоначальный взнос не превышает 40-60% от стоимости транспортного средства.
По предварительным прогнозам, по итогам первого квартала 2020 года объем просроченной задолженности в сегменте автокредитования превысит 52 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года показатель составлял порядка 50 млрд. Объем кредитования составит 825 млрд рублей против 700,6 млрд рублей в 2019 году.
«В перспективе двух-трех месяцев существует вероятность спада автокредитования из-за резкого подорожания автомобилей вследствие нестабильности курсов валют, а также повышения кредитных ставок и снижения покупательской способности», — отмечают авторы исследования.
Учитывая экономическую ситуацию, логично, что количество просрочек растет, считает автоюрист Николай Костенко.
«Рост доли кредитных авто также логичен, в связи с тем, что стоимость автомобилей постоянно растет, а доходы граждан снижаются», — отметил собеседник РБК Уфа.
По словам руководителя сети дилерских центров «Башавтоком» Евгения Астафурова, Башкортостан всегда был в числе лидеров по закредитованности населения, поэтому неудивительно, что и по просрочке регион тоже на первых позициях, а сейчас ее доля и объем будут только расти.
«Кредитных автомобилей в нашей сети больше половины – 55%. Мы рекомендуем своим клиентам, чей доход снизился на 30% и более, обращаться в банки, добиваться отсрочки по уплате кредитов», — рассказал Евгений Астафуров.
При этом меры господдержки по автокредитам он назвал недостаточными. Сегодня на «каникулы» могут рассчитывать только оформившие автокредит на сумму до 600 тысяч рублей. По словам Евгения Астафурова, средняя стоимость автокредита в их сети – около 1 млн рублей и максимального порога не должно быть вообще.
Что касается подорожания автомобилей, то пока наблюдалось незначительное, от 1 до 7%, повышение. В России сейчас запустились только «Автоваз» и ГАЗ, остальные заводы стоят, потому что зависят от поставок комплектующих из-за рубежа. Когда восстановится логистическая цепочка – непонятно, а о цене можно будет говорить только после новых завозов, говорит эксперт.
В целом продажи в автосалонах упали больше, чем в 10 раз.
«Обычно в среднем мы продавали 850 автомобилей в месяц, а по состоянию на 13 апреля у нас всего 70 заявок – это даже не договоры, а только заявки на покупку», — говорит Евгений Астафуров.
Определенный всплеск продаж произошел после скачка курсов валют в начале марта, когда в автосалоны побежали те, кто хотел приобрести или поменять автомобиль в течение года. С 28 марта автосалоны закрыты и могут производить только онлайн-продажи. Вокруг их деятельности сложилась парадоксальная ситуация, когда продавать машины не запрещено, вот только забрать авто покупатель не может.
«Сейчас мы оформляемся как интернет-магазин, чтобы покупка автомобиля приравнивалась к покупке любого другого товара онлайн с последующей доставкой. Рассматриваем два варианта: либо мы доставляем автомобиль по адресу клиента, либо организовываем пункт выдачи интернет-заказов», — рассказал собеседник РБК Уфа.
Открытым, правда, остается вопрос как проводить тест-драйв. Автомобиль такой же товар, как и любой другой, вот только люди привыкли попробовать авто в деле еще до покупки.