Число корпоративных банкротств в Башкирии за квартал выросло на 28%
В Башкирии растет количество корпоративных банкротств. Во втором квартале 2025 года в республике было 41 сообщение об открытии конкурсного производства в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), следует из данных портала «Федресурс». В первом квартале банкротами были объявлены 32 компании и КФХ, рост составил 28,1%.
Количество банкротств во втором квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (апрель—июнь) увеличилось на 20,6%, с 34 случаев.
Всего в первом полугодии несостоятельными стали 73 организации в Башкирии. По сравнению с первым полугодием 2024 года показатель вырос на 19,7%, с 61 процедуры.
В первом квартале (январь—март) тоже наблюдался рост — было зарегистрировано 32 сообщения о введении конкурсного производства против 27 годом ранее. Рост составил 18,5%.
Таким образом, в апреле—июне 2025 года в Башкирии было максимальное количество корпоративных банкротств за последний год. По этому показателю республика поднялась с девятого на пятое место среди всех регионов. Впереди только Москва (389 банкротств в первом квартале 2025-го), Московская область (147), Санкт-Петербург (126) и Краснодарский край (53). С начала года Башкирия обогнала по числу новых банкротов Татарстан (39), Новосибирскую (33), Ростовскую (32) и Свердловскую (31) области.
В то же время в целом по стране наблюдается обратный тренд. Банкротств компаний становится все меньше. В апреле—июне в России процедура несостоятельности была введена в отношении 1580 лиц, что на 3% меньше, чем в первом квартале, и на 30,4% ниже, чем за тот же период 2024 года. В первом квартале падение составляло 22,2%.
«Во втором квартале 2025 года число корпоративных банкротств оказалось минимальным со второго квартала 2011 года. Вместе с ростом процента удовлетворения требований кредиторов это может свидетельствовать о том, что кредиторы стали реже прибегать к ликвидационной процедуре, когда шансы вернуть деньги невелики», — говорит руководитель «Федресурса» Алексей Юхнин.
В Минэкономразвития России тоже отмечают заметное снижение числа корпоративных банкротств в стране.
«Министерство экономического развития сейчас работает над комплексной реформой института банкротства. Одна из целей реформы — увеличить число реабилитационных процедур и максимально быстро возвращать активы, если это возможно, в экономический оборот, закрепив тенденцию на снижение ликвидационных процедур», — сказал первый заместитель министра экономического развития Максим Колесников.
При этом выросло количество должников, которые сами инициируют свое банкротство: с 7% во втором квартале 2024 года до 17% — в апреле—июне 2025-го. Доля обращений Федеральной налоговой службы за это же время сократилась с 27 до 15%.
Башкирия — один из немногих регионов, в которых есть тренд на рост числа банкротств компаний, сообщил РБК Уфа партнер экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. При этом он может быть обусловлен факторами, выходящими за рамки общеэкономических проблем, полагает эксперт.
«Прежде всего, это влияние высоких процентных ставок, которые держались на предельных значениях. Предположу, что на рост могли повлиять и специфические макроэкономические факторы: сохранение жесткой денежно-кредитной политики и введение многоступенчатой шкалы НДФЛ с повышением налога на прибыль, что создало дополнительное бремя для бизнеса. Это особенно чувствительно для предприятий с нестабильными денежными потоками. Дополнительным фактором стала, конечно, общая экономическая ситуация в стране. Учитывая перегретость экономики по результатам 2024 года, текущий год ожидаемо будет годом охлаждения и банкротства тут тоже станут некоторой “лакмусовой бумажкой” для секторов», — говорит Жарский.
Кроме того, свою роль могла сыграть структура региональной экономики, которая во многом завязана на большие предприятия топливно-энергетического сектора, нефтехимии и машиностроения. В таких условиях компании, выступающие поставщиками крупных игроков, особенно зависят от колебаний всего в двух-трех отраслях. Задержки платежей или сокращение заказов со стороны крупных заказчиков немедленно отражаются на финансовом состоянии всей производственной цепочки. Это приводит к эффекту домино, добавил эксперт.
Как сообщал РБК Уфа, эксперты связывают значительное снижение количества конкурсных процедур с повышением судебных пошлин с 2025 года.