РБК-Аналитика: Что мешает созданию особых экономических зон в Башкирии
В последние несколько месяцев активизировались дискуссии о создании особых экономических зон (ОЭЗ) в Башкирии. В августе региональная пресса анонсировала возможное создание ОЭЗ близ города Давлеканово. В частности, публикация в «Республике Башкортостан» – вестнике регионального правительства – так и называлась: «В Давлеканово будет свободная экономическая зона». Высказывание главы региона Рустэма Хамитова, ставшее первоисточником для этих публикаций, было не столь категорично: «Индустриальный парк может стать претендентом на формирование здесь такой территории». В последние годы таких претендентов называлось не меньше пяти.
В разное время в качестве возможной базы будущих ОЭЗ в Башкирии рассматривались и площадки недостроенной АЭС в городе Агидель, и аэропорт Уфа, и крупные промышленные предприятия «Каустик» (Стерлитамак) и «Полиэф» (Благовещенск). Начальник отдела инфраструктурных проектов ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» Игорь Смолягин перечислил РБК-Уфа три объекта, которые рассматриваются сегодня корпорацией как кандидаты на получение статуса ОЭЗ. Помимо упомянутых Агидели и Давлеканово, это индустриальный парк «Уфимский».
Несмотря на то, что первые заявки на создание ОЭЗ регион подавал еще в 2008 году, ни одна особая экономическая зона в Башкирии к настоящему моменту так и не появилась. В соседних регионах действуют уже четыре федеральные зоны – в Татарстане («Алабуга» и «Иннополис»), Самарской области («Тольятти») и Свердловской области («Титановая Долина»).
Централизация не оправдала себя
Всего в России на сегодняшний день существуют 23 федеральных ОЭЗ: восемь промышленных, пять технологических (технико-внедренческих), семь туристических и три логистических (они же портовые). Такой перечень приводится на сайте Минэкономразвития России. Современные ОЭЗ созданы по федеральному закону 2005 года. Он определяет пределы налоговых и таможенных льгот, которыми пользуется инвестор, пришедший на территории с особым юридическим статусом, готовой инфраструктурой и администрированием по принципу «одно окно». До 2005 года свободные экономические зоны существовали, но хаотично и в разных юридических формах. Можно сказать, что город Агидель раньше уже был одной из таких «дореформенных» зон регионального уровня: в 1996 году ему был присвоен статус «зоны экономического благоприятствования». Однако тогда этот статус не смог привлечь в город крупные промышленные производства. Депрессивным городом Агидель оказалась изначально: населенный пункт был создан в 80-х для обслуживания атомной станции, которую так и не достроили.
Эксперты сходятся во мнении, что те формы свободных экономических зон, которые создавались в России в 90-е годы, зачастую играли роль офшоров и были связаны с масштабными налоговыми преступлениями. Одним из наиболее ярких примеров таких офшоров, разоблаченных впоследствии, была российская свободная зона на территории города Байконур.
Одной из целей реформы 2005 года стало пресечение разного рода налоговых и коррупционных схем. Новый закон ликвидировал все свободные экономические зоны, за исключением двух крупных – Калининградской и Магаданской. Новые зоны создавались непосредственно правительством России и управлялись специальной госкорпорацией – ОАО РосОЭЗ. Позже для управления некоторыми туристическими зонами государством было создано ОАО «Курорты Северного Кавказа».
Эффективность особых экономических зон пока оставляет желать лучшего. По данным, опубликованным журналом «Коммерсант-Власть» в ноябре прошлого года, каждый вложенный в российские ОЭЗ рубль принес только 80 копеек. Общие вложения государства в ОЭЗ с 2006 по 2012 год составили 122 млрд. руб.: эти данные обнародовала Счетная палата. В 2014 году правительству пришлось закрывать две ОЭЗ («Остров Русский» и «Мурманск») в связи с тем, что в них за несколько лет не пришел ни один инвестор. Комментируя эту ситуацию РБК, представитель ОАО РосОЭЗ назвал еще три проблемные зоны, в которых мало или совсем нет резидентов, а эксперт Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич заявила, что «по-настоящему успешная зона только одна – «Алабуга». Но это не успех зоны, это работа правительства Татарстана по привлечению инвесторов».
Два пути для регионов
Как раз недостаточная эффективность ОЭЗ, возможно, сподвигла государство на шаги по «децентрализации» зон. Эти шаги делаются по двум направлениям. С одной стороны, это постепенная передача управления федеральными зонами на региональный уровень. С другой – это перспективы создания отдельных региональных ОЭЗ, для чего, как ожидается, будут внесены изменения в закон. Такие зоны будут не только управляться, но и создаваться самими регионами на самостоятельно определенных условиях.
О передаче уже существующих федеральных зон на местный «баланс» известно немного. ОАО РосОЭЗ сегодня по-прежнему управляет семнадцатью зонами, четыре из которых находятся в Приволжском федеральном округе. Пресс-служба компании отказалась комментировать РБК-Уфа возможные нововведения, в том числе создание новых зон, управление которыми уже не осуществляется корпорацией. Пресс-секретарь министерства экономического развития России Елена Лашкина подтвердила РБК-Уфа, что РосОЭЗ управляет только теми зонами, которые были созданы до 2012 года. Но и для них федеральная корпорация уже не является монополистом. Например, одна из промышленных зон – «Титановая Долина» (Свердловская область) – создана в 2010 году, но изначально управляется отдельной компанией, подотчетной региональному правительству. «Учредителем управляющей компанией может являться, в том числе, и субъект РФ, – подтвердила Елена Лакшина РБК-Уфа. – «Титановая Долина» создавалась без федерального финансирования». Таким образом, законодательных преград для создания особых экономических зон в Башкирии не существовало и ранее. Вариант, при котором управление зоной оставалось бы в руках республики, а не передавалось бы федеральной структуре, был возможен и пять лет назад.
У проекта передачи управления федеральными зонами в регионы есть критики. В частности, спор о целесообразности таких шагов государства возник на встрече президента Татарстана Рустама Минниханова с руководством федерального Минэкономразвития в феврале этого года. Слова господина Минниханова приводит РБК-Татарстан: «Как вы это [управление ОЭЗ «Алабуга». – РБК] нам передадите? Как мы будем там работать? Там же федеральные структуры – таможенные службы работают. Полномочия без денег нам не нужны». Речь, по данным РБК-Татарстан, шла о предполагаемой передаче функций ОАО РосОЭЗ (управляет, в частности, «Алабугой») регионам и о замене прямого федерального финансирования субсидиями.
Достоинства региональных зон неочевидны
Если в Татарстане обсуждается вопрос о передаче в управление региону уже существующих федеральных зон, то для Башкирии остается только второй вариант: самостоятельное создание региональных зон по новому закону. Именно об этом говорил глава республики Рустэм Хамитов в Давлеканово: «Когда в России появится закон о региональных свободных экономических зонах, этот индустриальный парк может стать претендентом». Как сообщили РБК-Уфа в Минэкономразвития России, законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Первое чтение он прошел еще год назад – в сентябре 2014 года.
«Корпорация развития Республики Башкортостан ведет работу по анализу создания региональных зон в республике, – рассказал РБК-Уфа представитель корпорации Игорь Смолягин. – Мы направили в правительство республики предложения и провели сравнительный анализ федеральных и региональных норм поддержки». Сравнительные таблицы, подготовленные корпорацией, есть в распоряжении РБК-Уфа. По большинству пунктов условия, которые может предложить регион сегодня, менее выгодны инвесторам, чем условия, предлагаемые в федеральных зонах. В частности, сохраняется транспортный налог (в федеральных ОЭЗ от него освобождают на срок до 10 лет), полная оплата таможенных пошлин, тарифных мер и ввозного НДС (в федеральных ОЭЗ применяют беспошлинные и нетарифные меры в отношении импорта), отсутствует и федеральное финансирование. Налоговые льготы по имуществу и прибыли определяются регионом, а налог на землю – муниципалитетом. Возможно, хотя бы по этим пунктам регионы смогут предложить инвесторам более интересные условия, но и это не бесспорно. Например, в федеральных зонах установлена нулевая ставка налога на землю (на срок до 10 лет). Очевидно, что лишь в лучшем случае муниципалитет может предложить такую же ставку.
С этой точки зрения преимущества инвестора, который предпочтет региональную зону федеральной, неочевидны. Но есть и другие точки зрения. Например, новый закон облегчит работу тех региональных ОЭЗ, которые уже появились в некоторых субъектах, в том числе откроет им доступ к федеральным льготам и субсидиям. Однако число тех региональных зон, которые были созданы по местной инициативе до нововведений в российском законодательстве, невелико. По сути, речь идет лишь об эксперименте в отдельно взятой Липецкой области, где еще в 2006 году был принят свой закон о региональных ОЭЗ. Речь идет о десяти небольших образованиях, работающих по большей части в сфере сельского хозяйства, а управляет ими Корпорация развития Липецкой области.
Башкирия: проекты закрытые или отложенные
Очевидно и то, что Башкирии не приходится выбирать между тем, какая форма будет предпочтительнее для инвестора – федеральная или региональная. Ни одна из попыток открыть федеральную ОЭЗ в республике не увенчалась успехом. РБК-Уфа известно, как минимум, о двух случаях, когда федеральные органы власти отклоняли заявки из Уфы. В 2008 году Минпроминноваций Башкирии участвовало в конкурсе на создание портовой ОЭЗ в Агидели, но не смогло защитить проект. В 2010 году тогдашний директор аэропорта Уфа Салават Кутушев сообщил прессе, что заявку пришлось отозвать, поскольку «федеральное агентство по ОЭЗ упразднили, требования к статусу ужесточились».
В такой ситуации закон о региональных зонах позволит хотя бы самостоятельно принять нужные решения, не завися от «да» или «нет» Москвы.
Похоже, что от идеи создания портовых ОЭЗ в Башкирии отказались в принципе. Представитель региональной Корпорации развития сообщил РБК-Уфа, что «в текущих условиях мы считаем потенциально возможным создание ОЭЗ на базе индустриальных парков». Поскольку далее он перечисляет и Агидель, можно заключить, что Агидель рассматривается сейчас больше как потенциальная индустриальная площадка, нежели как грузовой порт. Аэропорт Уфа не был назван в числе потенциальных проектов. Поддерживает ли нынешнее руководство аэропорта прежнюю идею создания ОЭЗ, неизвестно: пресс-секретарь аэропорта Татьяна Ризван отказалась от комментариев на этот счет.
Единственная ныне существующая особая экономическая зона на базе аэропорта действует в Ульяновске. Ее особенностью является то, что изначально «Ульяновск-Восточный» был испытательной площадкой авиазавода, да и сейчас в расписании аэропорта значится всего 8 – 10 пассажирских рейсов в месяц. Таким образом, аэропорт может сосредоточиться на грузовых и специальных перевозках (например, именно он ранее рассматривался как транзитный пункт для самолетов НАТО в России). Ни один «традиционный» аэропорт до сих пор не смог получить статус ОЭЗ, хотя заявки подаются регулярно (в частности, 21 августа о подаче такой заявки сообщила администрация Иркутской области). Козырем аэропорта Уфы для получения статуса ОЭЗ могла бы быть уникальная взлетно-посадочная полоса увеличенной длины и прочности, которая закладывалась как резервная полоса для космического челнока «Буран». Об этом говорил в 2011 году глава региона Рустэм Хамитов в интервью журналу «Промышленник России». Однако окончательный ввод полосы в эксплуатацию состоялся только в прошлом году.
В 2012 году «Интерфакс-Поволжье» со ссылкой на тогдашнего министра экономического развития Башкирии Евгения Маврина сообщил о перспективах создания специальных экономических зон в Стерлитамаке и Благовещенске – на базе предприятий «Каустик» и «Полиэф». Также на сайте Корпорации развития Башкирии, в разделе «Перспективы», значится проект создания ОЭЗ «Всероссийский центр газовой химии» на базе предприятия «Газпром нефтехим Салават». Ни один из этих проектов не был назван в нынешнем комментарии Корпорации развития РБК-Уфа.
Башкирия: проекты, которым дан зеленый свет
Из проектов, названных в качестве перспективных сейчас, абсолютно новым является индустриальный парк «Давлеканово». Впервые о нем объявлено в августе: глава района Ильшат Фазрахманов представил проект Рустэму Хамитову. Речь идет о территории в 600 га на северо-западной окраине города Давлеканово, возле федеральной автотрассы М5. Ориентировочная стоимость проведения коммуникаций оценена в 45 млн. руб. «Сейчас вместе с Корпорацией развития начат поиск якорных резидентов», – сообщил руководитель района. Глава республики отметил, что, несмотря на то, что проект пока существует «только на бумаге», «уже есть несколько вариантов по резидентам... Хочу сказать, что есть действительно крупные проекты. Даже очень крупные проекты». Другие подробности о будущем индустриальном парке не сообщаются.
Проект особой экономической зоны в городе Агидель, напротив, можно назвать долгожителем. Отчасти неопределенность, связанную с будущим этой площадки, продлевало то, что ее владельцем площадей значился «Росэнергоатом», и до недавнего времени концерн и федеральные ведомства подтверждали желание возобновить строительство Башкирской АЭС. По данным «Коммерсанта», концерн разрешил использовать недостроенную станцию как индустриальный парк строительных технологий только в 2010 году. В 2013 году начались переговоры о передаче объектов в собственность республики. Их успешное завершение и дало старт новому раунду борьбы за создание особой экономической зоны. Площадь участка в Агидели оценивается в 223,8 га, на нем расположено 76 сооружений.
Индустриальный парк «Уфимский» планируется создать в Уфимском районе Башкирии на площади 300 га. Главным направлением будущего парка Корпорация развития называет глубокую переработку древесины, а якорным резидентом – ООО «Кроношпан Башкортостан». На протяжении последних нескольких лет строительство этого завода вызывало в Уфе яростные споры, связанные с предполагаемой экологической угрозой. В Уфе прошел ряд протестных акций, а судебные разбирательства дошли до Верховного суда России. 14 августа глава региона посетил деревообрабатывающий завод, а генеральный директор предприятия Ардашер Курбаншо продемонтрировал готовность к его запуску.
Таким образом, «Кроношпан» оказался единственным действующим предприятием, на базе которого республика готова создавать особую экономическую зону.