В Уфе определили лучшие торговые центры
По данным Башкортостанстата, оборот розничной торговли за 8 месяцев этого года упал на 13% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. При этом количество торговых площадей в Уфе продолжает увеличиваться. На 1 сентября обеспеченность города качественными торговыми площадями составила 414 кв. метров на тысячу человек, а к декабрю 2016-го, после запланированного открытия новых торговых центров, достигнет цифры в 493 кв. метра.
Снижение потребительской активности напрямую влияет на оптимизацию бизнес-процессов ритейлерами: закрываются нерентабельные магазины, растет доля вакантных площадей и снижаются арендные ставки. По словам руководителя инициатора исследования - компании «M7» Виктора Перепелицы, с ростом конкуренции среди торговых центров некоторые из них «заметно подтянулись и, можно сказать, заново родились, а некоторые, с лучшей локацией в городе, сдали позиции в соперничестве за потребителя».
Исследование проводилось с 20 июля по 1 октября 2015 года. Рассматривались только действующие торговые центры с аренднопригодной площадью более десяти тысяч квадратных метров. Объекты оценивались по десяти категориям - месторасположение (локация) торгового центра, концепция, подъездные пути, паркинг, архитектурные решения, пешеходная доступность, транспортная доступность, внутренний комфорт (интерьер), общественное питание (фуд-корт), планировочные решения (навигация). Технологические параметры объекта, уровень управляющей компании и экономическая эффективность не учитывались. В составлении рейтинга участвовали более ста руководителей направлений и компаний строительно-девелоперского сектора, органов власти, консалтинговых компаний, агентств недвижимости, финансовых институтов, проектных и архитектурных организаций.
Рейтинг центров по категориям определил лидеров и аутсайдеров.
Эксперты отмечают, что наиболее сильное влияние на рынок оказало открытие центра МЕГА в 2011 году. По словам руководителя отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрея Васюткина, с момента открытия МЕГИ конкуренция на рынке значительно усилилась. Заметно отразилось на заполняемости и посещаемости торговых центров и открытие ТРЦ «Планета», которое состоялось «в абсолютно стабильном по текущим временам» 2013 году. Эти центры, а также «Центральный», и стали лидерами в итоговом рейтинге.
Как отмечает Виктор Перепелица, в условиях современных коммуникаций критерий местоположения, главенствующий многие годы, стал далеко не самым главным. Возросла важность таких факторов, как уровень комфортности, безопасности, удобные подъездные пути, правильные планировочные решения.
Изменения в предпочтении потребителей отмечает и председатель общественного совета при Государственном комитете Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей Кадрия Гайнетдинова: «Цена, как конкурентное преимущество, отошла на второй план, а значение ассортимента и комфорта возросли. У покупателя сейчас жесткие требования к расходованию своего времени, поскольку это просто большой дефицит. Покупатели требуют обширного ассортимента и дополнительного сервиса в месте покупки». И торговые центры в этом направлении работают: «Многие антикризисные «фишки», которые буквально недавно обсуждались игроками рынка, внедрены и работают в ряде уфимских торговых центрах - такие как фреш-маркеты, МФЦ и некоммерческие функции, превращающие их не только в торговые, но в социальные центры для населения», - отмечает Андрей Васюткин.