Бренд Terra Bashkiria: первые результаты и первые выводы
Первые итоги проекта по продвижению туристических возможностей республики под брендом Terra Bashkiria были подведены на полях Всероссийского форума для предпринимателей «Территория бизнеса — территория жизни». Форум проходил в четверг в отеле Sheraton Ufa.
Гости открытой студии РБК Уфа сошлись во мнении, что бренд был нужен, он способствует узнаваемости, но его продвижение должно сопровождаться работой над туристической инфраструктурой, качеством сервиса и другими важными составляющими этого бизнеса.
«Башкирия – удивительная земля. Создание бренда Terra Bashkiria, фокусировка на видах туризма, которые возможны в республике, — это говорит о том, что правительство Башкирии сегодня занимается туристической программой очень серьезно, на бизнесово-научной основе. И это — залог успеха», — сказал президент Общероссийской общественной организации «Опора России» Александр Калинин.
По его мнению, сегодня важно уделить особое внимание привлечению иностранных туристов, особенно из Китая: «Китайские туристы очень интересуются особенностями наших этносов. Ведь Россия — это не только балалайка и матрешка, это, в том числе, башкирская кухня, башкирский мед и горы. Это и степи Калмыкии, и Байкал, и Якутия».
Но чтобы иностранные туристы массово поехали в Башкирию, нужно «выстроить комфорт» и сделать приемлемой стоимость отдыха. Особую значимость имеет стоимость перелета. «Отсюда всё начинается. Если это конкурентный пакет, то к вам поедут», — сказал Калинин.
В Госкомитете республики по предпринимательству и туризму, основываясь на результатах соцопросов, отмечают возросший интерес жителей других регионов к Башкирии.
«На 38,9 увеличилось количество желающих посетить Уфу, по сравнению с прошлым годом, — сообщил председатель Госкомтуризма Вячеслав Гилязитдинов. — Почти 40% - это очень хороший результат. Если не лучший, то один из лучших в России точно».
Есть и первый финансовые результаты.
«Налоговые поступления, генерируемые туристической отраслью, увеличились почти на 10% и уже сейчас перешагнули 760 млн рублей, — сказал Гилязитдинов. — И это без мультипликативного эффекта, то есть без учета тех денег, которые туристы оставляют в республике во время отдыха здесь. Значит, эту цифру можно увеличить раз в пять».
Общий турпоток в республику вырос. «Я думаю, в этом году мы перешагнем значимый рубеж в 2,5 млн человек – против 2 – 2,2 млн в прошлом году», — прогнозирует глава Госкомтуризма.
Еще один важный момент — включение проекта «Бурзянский кластер» в федеральную целевую программу по развитию туризма. Вячеслав Гилязитдинов ожидает, что включение в федеральную программу принесет отрасли 900 млн рублей из федерального бюджета, 100 млн – республиканского, и еще порядка 2 млрд рублей принесут в «Бурзянский кластер» инвесторы.
Социолог, бизнес-тренер, эксперт по развитию территорий «Опоры России» Андрей Крылов называет туризм одним из направлений развития инвестиционной привлекательности. «Башкирия вошла в 20-ку (регионов страны — ред.) по инвестиционной привлекательности. Это очень хороший показатель, он означает, что это регион, в который вкладываются деньги».
Республика, считает Андрей Крылов, интересна прежде всего своим национальным колоритом. Работая над привлечением туристов, важно получать от них обратную связь. При этом «негатив – главный подарок», полагает эксперт, потому что именно он помогает делать сервис удобным для пользователей.
Знаменитого бобслеиста, призера Олимпиады и просто активного путешественника Алексея Селивёрстова больше всего привлекают активные виды отдыха. В Башкирии для этого есть все условия. Но и сплавы, и восхождения на горы, и отдых в палаточном лагере будут востребованы в больших масштабах только при хорошей организации. Для массового туриста нужно, «чтобы отдых был выстроен».
А узнаваемости и продвижению республики на мировом уровне больше всего способствуют крупные международные мероприятия, в том числе спортивные. Событийный туризм может стать локомотивом для всей отрасли, считает спортсмен.
Эксперты, побывавшие в открытой студии РБК Уфа, отметили высокую конкуренцию за туриста в современном мире. И, как на любом конкурентном рынке, туристический продукт нуждается в хорошей упаковке и привлекательной цене.