ФАС приостановила торги по энергосберегающему освещению в Уфе за 1,1 млрд
Федеральная антимонопольная служба приостановила торги мэрии Уфы на заключение энергосервисного контракта по жалобе «Донской строительной компании» из Ростова-на-Дону. Рассмотрение жалобы назначено на 15 декабря.
Заявитель отмечает, что администрация допустила в закупочной документации сразу несколько нарушений, которые могут привести к ограничению прав участников закупки и ограничить их число. В частности, компания указала на избыточные требования к устанавливаемым в рамках энергосервисного контракта светильникам. Кроме того, организация отмечает противоречия в сроках выполнения работ и достижения экономии электроэнергии. Также заявитель указывает, что размер уставного капитала участников торгов не может быть критерием для оценки их заявок.
«Размер уставного капитала у участников закупки не является принципиально важным, существенным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере энергосервиса. В то же время наличие большого размера уставного капитала не может свидетельствовать о своевременности выполнения всех взятых на себя обязательств в процессе исполнения ЭСК», — отмечается в жалобе.
Компания просит ФАС проверить закупочную документацию и обязать администрацию Уфы устранить выявленные нарушения.
Старший юрист юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Кирилл Барановский отметил, что установление в закупочной документации специальных и ничем не мотивированных требований к объекту закупки — это известный и очень популярный инструмент, направленный на ограничение конкуренции.
«Если реальная необходимость в приобретении светильников с характеристиками, указанными в закупочной документации, отсутствует, то ФАС следует принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений. Практика ФАС РФ по вопросу ограничения конкуренции путем установления требований к участнику закупки в части размера уставного капитала является весьма неоднозначной. В каких-то случаях ФАС РФ утверждает, что такой критерий оценки ограничивает конкуренцию, в то же время ведомство часто приходит к выводу о том, что размер уставного капитала является показателем финансовой стабильности участника и, следовательно, его способности исполнить принятые на себя обязательства», — говорит эксперт.
По мнению управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта, удовлетворение жалобы в данном случае маловероятно.
«Очевидно, что главным доводом в пользу наличия нарушений при составлении документации, выглядят именно требования к уставному капиталу участников. В случае с 223-ФЗ действительно это достаточно важный вопрос, который на протяжении долгого времени является как основанием многочисленных жалоб в антимонопольные органы, так и предметом судебных споров. Действительно, практика выглядит достаточно неоднозначно, и единой позиции в отношении законности включения критерия с требованиями к размеру уставного капитала на сегодня просто нет», — говорит Иккерт.
Эксперт отметил, что в большинстве случаев антимонопольные органы и суды соглашаются с тем, что этот критерий может быть отнесен к числу критериев, позволяющих определить у участника наличие достаточных финансовых ресурсов.
Как сообщал РБК Уфа, начальная цена энергосервисного контракта установлена в размере 1,1 млрд рублей. В его рамках планируется заменить светильники во всех районах Уфы, кроме Демского. Всего будет заменено более 46,9 тыс. фонарей во всех частях города и в пригородных населенных пунктах, административно относящихся к городу.
Контракт будет выполняться до конца февраля 2030 года. В течение первого года подрядчик должен будет заменить светильники, после этого начнется «срок достижения размера плановой экономии электроэнергии». Предполагается, что после замены уличных фонарей город начнет экономить на оплате электроэнергии, а разницу в платежах будут перечислять исполнителю контракта в течение нескольких лет.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.