Эксперты разошлись во мнениях по усадьбе Зии Камали в Уфе
Эксперт Галина Маланичева, проводившая госэкпертизу по усадьбе Зии Камали на улице Гафури, 89 в Ленинском районе Уфы, пришла к выводу об обоснованности включения здания в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Акт экспертизы, проведенной по заказу члена Совета при главе Башкирии по правам человека Эльзы Маулимшиной, опубликован на сайте Башкультнаследия.
Как сообщал РБК Уфа, ранее эксперт Людмила Токменинова пришла к выводу об отсутствии признаков мемориальной ценности объекта. В управлении по государственной охране объектов культурного наследия тогда согласились с выводами госэкпертизы и были намерены лишить памятник охранного статуса.
Руководитель Башкультнаследия Олег Полстовалов в беседе с РБК Уфа отметил, что ведомству предстоит детально изучить выводы обеих экспертиз.
«Первую экспертизу мы изучали очень тщательно. Исходя из практики, вторая экспертиза после изучения может быть отклонена, но учитывая уровень квалификации обоих экспертов, не исключаю, что будет проведена третья экспертиза, уже по заказу нашего управления. Этот вопрос не стоит политизировать, ни одного из экспертов мы не можем обвинять в предвзятости, как и в любой науке здесь могут возникать разные точки зрения на один и тот же вопрос», — сказал Олег Полстовалов.
Ранее Эльза Маулимшина заявляла, что объект может быть снесен, так как на территории, где он расположен, ведется застройка компанией «Агидель-инвестстрой». В то же время в Башкультнаследии отмечали, что, по их данным, здание не мешает строительным работам, а судьба самого объекта в случае лишения его охранного статуса пока не определена.
Усадьба была построена в начале прошлого века как жилой дом Ивана Сергеева и состояла из двух зданий, в 1911 году их приобрёл педагог, богослов и общественный деятель Зия Камали, сдававший одно здание в наем. До 1923 года здесь жил Мажит Гафури, с 1923 по 1935 годы — Сайфи Кудаш. Позднее объект национализировали, в 1970 году он перешел в жилой фонд, в 90-е квартиры в доме приватизировали. Окружающие объект здания были снесены, в том числе и главный дом усадьбы, в котором до 1937 года проживал сам богослов.