Перейти к основному контенту
Башкортостан ,  
0 

Исследование РБК: Какую проблему для Уфы представляет карст?

Фото: bashinform.ru
Фото: bashinform.ru

За относительно небольшой период в Уфе два крупных объекта попали под угрозу разрушения из-за карстовых явлений. В 2015 году в 9-этажном доме по Уфимскому шоссе, 4 из-за появления опасных трещин пришлось расселять жильцов двух подъездов из четырех. В феврале этого года появилось сообщение, что из-за опасной деформации, связанной с просадкой грунта, будет снесена часть ТСК «Кувыкинский». В конце 2013 года он уже закрывался на капитальную реконструкцию. Но карстовые явления вновь дали о себе знать, и новое обследование показало, что сохранить часть комплекса уже не получится.

Фото: Яндекс.карты

Такие случаи далеко не единичны. По данным сборника Института геологии Уфимского научного центра РАН, в Уфе есть все условия для активного развития карстов: широкое распространение хорошо растворимых в воде пород (гипсы, ангидриты, доломиты, известняки) и наличие движущихся подземных вод. Кроме того, на территории города существует много эрозионных врезов – образовавшихся в древности участков слабых грунтов, не выдерживающих высоких нагрузок с поверхности. По данным уфимских геологов, 30-40% деформированных зданий расположены именно в таких проблемных местах. На краю древних эрозионных врезов оказались 5-этажные жилые дома в районе Башдрамтеатра, памятник борцам революции, здание больницы №2, ряд корпусов завода УППО, 9-этажные здания по Уфимскому шоссе и ряд других объектов.

Геологический фактор

Поскольку Уфу с точки зрения устойчивости грунтов относят к одним из самых неблагополучных городов страны, архитекторы и застройщики должны в обязательном порядке учитывать этот фактор при разработке проектов.

- Пригодность площадки для возведения жилья с точки зрения закарстованности имеет пять категорий: на первой ничего строить нельзя, а пятая позволяет возводить объекты без ограничений, - рассказал РБК-Уфа руководитель Главархитектуры Уфы Ильдар Ибрагимов. – Для планирования типа и этажности застройки существует специальная карта, отражающая все особенности геологического строения территорий, кроме того, перед началом проектирования все площадки проходят дополнительные исследования, что позволяет учитывать в проектах местную геологию.

По словам опрощенных РБК экспертов, факты деформации зданий из-за просадки грунтов связаны, прежде всего, с желанием застройщиков сэкономить и недостаточным вниманием к исследованию площадок перед началом строительства. Характерный пример – девятиэтажка по Уфимскому шоссе, где по данным администрации города, «в середине 70-х годов прошлого столетия не были в полной мере учтены сложные геологические условия территории, на которой велось строительство». В результате половина дома получила ленточный, а половина – свайный фундамент, и именно над последним в стенах стали появляться опасные трещины. Если бы проект дома разрабатывался с учетом сложной геологии, и получил необходимый фундамент, деформации, скорее всего, бы не произошло. Неправильно спроектированный фундамент стал причиной очень похожих повреждений секции другой панельной девятиэтажки по улице Жукова.

Проблему с точным определением районов залегания карста, которые нужно учитывать при градостроительном проектировании признают и муниципальные власти. По поручению Ирека Ялалова в 2017-2018 годах будет проведена диагностика карстовых процессов на территории города и обновлена составленная более 20 лет назад карта закарстованности.

Проблемный косогор

Слабый грунт представляет угрозу не только для жилья и торгово-административных зданий, но и важных объектов транспортной инфраструктуры. Речь идет, прежде всего, об Уфимском карстово-оползневом косогоре - районе вдоль берега реки белой от Затонского моста до ГДК, где карстовые процессы выражены особенно ярко. На каждый квадратный километр здесь приходится не менее 36 воронок. С момента пуска железнодорожного сообщения на участке путей 1622-1629 километр приходилось постоянно бороться с карстовыми процессами. Самый крупный провал, случившийся в 1927 году, имел площадь 1,5 тыс. метров, а на его ликвидацию потребовалось 400 вагонов земли и камней. Как сообщили на запрос РБК-Уфа в филиале РЖД – Куйбышевской железной дороге, сейчас на данном участке ведется ежедневный визуальный осмотр на наличие ям и воронок в насыпи и непосредственной близости от нее. Для отвода влаги – главного фактора развития карста, вдоль путей созданы желоба и ливнеотводы, а в местах, где возможно появление провалов и воронок, проводится плановая отсыпка грунта и укрепление полотна. Стоимость проводимых работ не уточняется.

Серьезные проблемы с устойчивостью также были у автомобильного моста на Затон, расположенного в районе огромной карстово-поглощающей воронки диаметром 600 метров. Из-за слабых грунтов часть его опор, расположенных ближе к Уфимскому полуострову, могла деформироваться и осесть, поэтому несколько лет назад для укрепления грунта под них был закачан специальный бетон. Сложная геология повлияла и на строительство второго Затонского моста, где этот фактор был учтен с самого начала. Как пояснили в возводившем объект Мостотряде №30, из общей суммы расходов на строительство, составившей 4,8 миллиарда рублей, 10-15% ушли на комплекс мер по борьбе с карстом.

Фото: ufacity.info

Вопрос времени и цены

Архитекторы, опрошенные РБК-Уфа, говорят, что современные технологии позволяют строить крупные и высотные объекты практически на любом типе грунта, и карст 2-й, а в ряде случаев и 1-й категории не является непреодолимой проблемой. Вопрос лишь в стоимости проекта и сроках выполнения работ. В качестве примера можно привести конгресс-Холл, построенный в районе с очень сложной геологией.

- Территория в районе телецентра по грунтам неоднозначная, - рассказал РБК-Уфа архитектор Ришат Муллагильдин. - Под самим Конгресс-Холлом на большой глубине проходят два разлома. Его, как и спроектированную нами гостиницу Хилтон, для устойчивости мы заглубили более чем на 10 метров ближе к материку. Фундамент Конгресс-Холла комбинированный ростверковый, гарантирующий устойчивость даже при появлении карстовых провалов.

Рост высотности возводимых зданий, оказывающих значительное давление на небольшой участок земли, также предъявляет новые требования к исследованию будущих стройплощадок, проектированию фундаментов и несущих стен.

- Перед возведением объекта мы проводили сложные и дорогостоящие исследования по геодезии и изучению карстовых пустот с учетом того, что объект будет иметь 42 этажа, - рассказал Иван Зорин, начальник отдела маркетинга компании «Жилстройинвест», возводящей самое высокое здание в Уфе Idel Tower. – Хотя по результатам исследований мы получили 5-ю категорию карста, которая разрешает строительство без всяких ограничений, были предприняты дополнительные меры предосторожности. По периметру всего комплекса в грунте сделана стена высотой 18 метров, а залитый фундамент стал самым большим за всю историю жилого строительства в Уфе. Хотя изначально проект предлагал 42 этажа, а затем была снижена до 31, параметры фундамента не изменились. В результате высотное здание сможет выдержать землетрясения силой в 5 баллов.

В провалах виновны и сети

Природный фактор далеко не всегда является причиной карстовых провалов в Уфе. Очень часто просадке грунтов способствуют утечки воды из инженерных сетей. По данным сборника Института геологии УНЦ РАН, их доля в питании уфимских подземных вод достигает 25-30%, а иногда и 50%. Только с 2010 по 2015 год в сетях городского водопровода было выявлено свыше 600 скрытых утечек, где терялось более 3 миллионов кубометров воды. В среднем же в городе происходит 10-15 утечек в сутки, чему способствует высокий износ сетей. Сети водоснабжения изношены сегодня на 83%, водоотведения – на 68,7%, тепловые сети – от 60 до 70%. В результате, по данным геологов, около 80% всех карстовых провалов в Уфе и ее окрестностях в той или иной степени связаны с утечками из воды из коммуникаций.

В качестве примеров можно привести произошедший в ноябре прошлого года крупный провал прямо посередине улицы Первомайской в районе кинотеатра «Победа». Ранее СМИ писали, что причиной образования воронки диаметром 10 метров стал некачественный ремонт трубопровода, что привело к утечкам и быстрому размытию грунта. По версии «Уфаволоканала», неработающая ливневая канализация привела к размытию грунта и повреждению недавно отремонтированного водовода диаметром 800 мм. Неделей ранее в районе пересечения улиц Вологодской и Интернациональная случился похожий инцидент. Из-за повреждения водопроводной трубы образовалась воронка диаметром 11 метров, куда провалился припаркованный автомобиль, достать который так и не удалось. Как объяснили в «Уфаводоканале», причиной коммунальной аварии стали карстовые явления, в ходе развития которых обрушились фундаментные блоки подпорной стенки, что привело к повреждению водопровода.

Фото: БашДТП

Другой негативный фактор связан с неразвитостью ливневой канализации, которой дорожная сеть Уфы обеспечена лишь на 10%. Во время таяния снега и сильных дождей вдоль дорог формируются мощные водяные потоки, размывающие грунт и приводящие к образованию скрытых подземных полостей и воронок.

Решить эти проблемы в обозримом будущем не представляется возможным. Коммунальные службы заявляют о нехватке средств на ремонт сетей, измеряемой миллиардами рублей. К примеру, в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Уфы до 2025 года отмечено, «Уфаводоканалу» в обновление инфраструктуры надо вложить 2,5 млрд рублей. Что касается создания полноценной системы отвода ливневых вод, то при существующих темпах развития «ливневки» оно может растянуться на несколько десятилетий.

С учетом этих факторов, а также растущего тренда на строительство высотных зданий в границах Уфимского полуострова, в том числе вблизи его склонов, актуальность проблемы карста будет оставаться высокой.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Все новости Башкортостан
МЧС показало кадры расчистки русла в Курганской области Общество, 07:54
Еще один фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест Общество, 07:44
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:40
В Бурятии затопило более 470 участков Общество, 07:26
Европа криминализует обход санкций. Какие могут быть последствия Экономика, 07:00
Уровень воды в реке Тобол у Кургана вырос за сутки более чем на метр Общество, 06:53
Гинцбург назвал сроки поступления препарата против супербактерий в оборот Общество, 06:31
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Жителей Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды Общество, 06:20
Нетаньяху описал, как Израилю следует ответить на атаку Ирана Политика, 05:55
Генпрокурор Краснов прибыл на Кубу Политика, 05:35
В Апелляционный военный суд поступили жалобы на приговор Дарье Треповой Политика, 05:15
В Швейцарии объяснили подход к конфискации активов России Политика, 05:00
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год Финансы, 04:54
В Пенсильвании произошел пожар на заводе по производству боеприпасов Общество, 04:34