Башкирия оказалась на 18 месте по объему поступлений налогов в регионах
В 2021 году в Башкирии было собрано 393 млрд руб. налогов. Из них в консолидированный бюджет республики поступило 240,8 млрд руб., в федеральный бюджет — 152,1 млрд руб. По доле в общем объеме налоговых поступлений в бюджетную систему страны Башкирия занимает 18 место. Регион обеспечил 1,38% налогов, собранных в России в прошлом году, сообщает аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
За время пандемии доля налоговых поступлений в Башкирии немного выросла. Так, в 2019 году республика собрала 390,5 млрд руб., обеспечив 1,72% всех поступлений в стране. В 2020 году объем сборов снизился до 369,8 млрд руб., что составило 1,76% всех налогов страны. Но в 2021 году доля республики сократилась до менее 1,5%.
По данным ФНС, в 2021 году по всей стране было собрано 28,53 трлн руб. налогов и сборов. Это на 35,8% больше, чем в 2020 году, когда казна получила 21 трлн руб. Из них в федеральный бюджет ушло 15,88 трлн руб., в консолидированные бюджеты субъектов — 12,65 трлн руб.
Почти половину налоговых поступлений в стране обеспечивают всего пять регионов. На Москву, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Санкт-Петербург и Московскую область приходится 47,6% налогов всей страны, или 13,57 трлн руб.
На топ-10 регионов приходится 61,5% всех налоговых поступлений, или 17,54 трлн руб. В десятку лидеров вошли также Татарстан (3,9% от общероссийских налоговых сборов, или 1,12 трлн руб.), Самарская область (2,9%, или 813 млрд руб.), Красноярский край (2,8%, или 803 млрд руб.), Пермский край (2,2%, или 637 млрд руб.) и Иркутская область (2,1%, или 599 млрд руб.).
Три из десяти крупнейших по налогам регионов перечислили в свои региональные бюджеты больше, чем в федеральную казну. Это объясняется тем, что в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области высокие показатели сборов налога на прибыль бизнеса, поскольку в этих регионах зарегистрировано много субъектов предпринимательства. Из этого налога 17% остается региону, а 20% идет федеральному центру. Кроме того, в столичных регионах много жителей, которые обеспечивают поступление НДФЛ в бюджеты своих субъектов.
Такие регионы, как Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и Татарстан обеспечили большие налоговые отчисления в федеральный центр за счет добычи углеводородного сырья.
В 64 из 85 субъектов страны доля налоговых сборов составила меньше 1% от общей суммы. Самые скромные поступления оказались в Ингушетии (0,02% от общероссийских сборов, или 5,9 млрд руб.), Еврейской автономной области (0,03%, или 7,4 млрд руб.), Тыве (0,03%, или 8,3 млрд руб.), Калмыкии (0,04%, или 10,3 млрд руб.).
По словам президента FinExpertiza Global Елены Трубниковой, лишь 20 из 85 регионов перечисляют в федеральный бюджет больше средств, чем в свои бюджеты.
«Основные поступления в бюджет обеспечивают налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль, НДС и НДФЛ. Однако из них регионам достается только налог на прибыль и подоходный налог. То есть в выигрыше оказываются субъекты, где бизнес генерирует большие прибыли и где много людей с высокими заработками. В данном случае мы говорим о крупных городских агломерациях, прежде всего о Москве и Санкт-Петербурге», — рассказала Трубникова.
Руководитель лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Николай Милоголов в разговоре с РБК Уфа пояснил, что доля налоговых поступлений того или иного региона позволяет судить об экономической базе данного субъекта.
«У нас ряд налогов — федеральные, и сказать однозначно, из какого региона пришел налог, достаточно сложно. Взять НДС. Он уплачивается по всей цепи создания стоимости, а она может тянуться по всей стране — где-то добыли сырье, где-то из него произвели продукцию, где-то эту продукцию продали. Поэтому говорить о том, из какого региона этот налог — бессмысленно. Это вызывает некоторое сомнение в самой методологии исследования. Но, если отбросить придирки, конечно, проблема неравенства регионов существует. Наверно, тут не стоит путать причину со следствие. Налоговая база по большому счету соответствует экономической базе. В большинстве регионов небольшие поступления, потому там низкая экономическая активность. Оттого, что мы отдадим все налоги бюджету Ингушетии, никто не выиграет. Должно ли быть какое-то перераспределение? Мы его уже наблюдаем. В стране наблюдается все большая централизация в сфере государственных финансов», — сказал Милоголов.
По словам эксперта, из-за политики централизации финансов регионы имеют все меньше возможностей для предоставления налоговых льгот и должны регулярно отчитываться перед центром об эффективности их применения.