Число личных банкротств в Башкирии выросло почти вдвое
Количество жителей Башкирии, признанных банкротами в судебном порядке, с января по сентябрь 2020 года увеличилось на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает пресс-служба Управления Росреестра по РБ.
За 9 месяцев 2020 года введено 3342 процедуры банкротства, из них 3274 реализации имущества и в 68 случаях – реструктуризация долгов. Для сравнения дается статистика по состоянию на 1 октября прошлого года, когда было введено 2013 процедур банкротства, причем в основном это была также реализация имущества – 1945.
С 1 сентября 2020 года, когда вступили в силу поправки в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие внесудебную процедуру банкротства граждан, по сведениям МФЦ, с заявлением о признании банкротом обратились 163 гражданина республики. Из них в отношении 26 – возбуждена процедура банкротства, 38 гражданам отказано в приеме заявления, 99 заявлений возвращено.
Как пояснила врио начальника отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра Миляуша Миниярова, внесудебная процедура банкротства граждан предполагает, что должник может объявить себя банкротом без участия суда и финансового управляющего, с непогашенным долгом от 50 тыс. до 500 тыс. руб. без учета неустойки (штрафов, пени), процентов за просрочку платежа. Предполагается, что в отношении него окончено исполнительное производство.
Финансовый омбудсмен республики адвокат Валерий Шарипов напомнил, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции с апреля 2020 года на подобные дела водился мораторий, что не могло не повлиять на динамику в целом.
Кроме того, по мнению омбудсмена, в идеале речь должна идти и о финансовом оздоровлении. «Эту сферу правоотношений в настоящее время регулирует глава «О порядке банкротства граждан» федерального закона о банкротстве, что в определенной степени может рассматриваться как ущемление финансовых интересов. Де-юре оздоровление физлиц-банкротов предполагается, но де-факто практически не используется. Все предпочитают упрощенную схему, поскольку есть два перечня, установленные Минэком, — обязательств и активов, которые конкурсный управляющий должен собрать и опубликовать. И поскольку стоимость его услуг с каждым годом снижается, процедура оздоровления и поиска путей решения проблем должника становится ему малоинтересна», — пояснил эксперт.
Юрист полагает, что в 2016 году наступила «новая эпоха» в развитии правоприменения закона о банкротстве, когда в арбитраже Новосибирска было вынесено первое решение, где заявитель был признан банкротом, но задолженность с него не списалась. «Тем самым, в настоящее время банкротящееся физическое лицо вынуждено нести затраты по проведению этой процедуры, имея вероятность в результате остаться с теми же долгами. И она работает как домоклов меч», — подчеркнул Валерий Шарипов.