Юрист из Башкирии потребовал от Apple ₽28 млрд за отключение Apple Pay
Уполномоченный по правам потребителей в Башкирии Валерий Самохин подал иск к корпорации Apple. Он требует взыскать с компании 28 млрд рублей ущерба, причиненного российским гражданам — владельцам iPhone — при отключении услуги Apple Pay на территории РФ. Самохин подал иск в Пресненский районный суд Москвы, по месту нахождения российского представительства Apple. По словам уполномоченного, исковое заявление основано на том, что компания сознательно и намеренно ухудшила качество товара, а значит, нарушила права потребителей.
«Допустим, вы покупаете автомобиль. Вы смотрите на марку, комплектацию, но еще и на наличие сервисных центров. То же самое при покупке стиральной машины или смартфона. Вы выбираете по наличию функций, встроенных сервисов. Apple Pay — это встроенный в телефон сервис, его неотъемлемая часть. Вы просто активируете его, привязав дебетовую или кредитную карту. И вот вы приобрели телефон, а производитель вам говорит: все, мы решили отключить эту функцию. И миллионы россиян лишились возможности бесконтактной оплаты покупок. Но ведь они платили за эту возможность», — сообщил РБК Уфа Самохин.
Выбор Пресненского суда для защиты прав потребителей в данном случае уполномоченный объяснил тем, что в России установлено верховенство национального права над международными нормами. Поэтому решение суда будет обязательным для исполнения даже для международной корпорации.
Заявленная сумма иска — 28 млрд рублей — это неустойка в размере 1% от стоимости товара, то есть всех смартфонов Apple, находящихся в собственности россиян, пояснил Самохин.
«Поскольку иск подан в защиту прав неопределенного круга лиц, мы не можем взыскать неустойку в пользу каждого обладателя iPhone. Поэтому мы требуем взыскать эту сумму в казну Российской Федерации, поскольку бюджет формируется в пользу всех россиян», — сказал Валерий Самохин.
По словам уполномоченного по правам потребителей в РБ, этот иск может стать прецедентом. Самохин указал, что примеров, когда уход иностранной компании из России причинил вред потребителям, множество. Например, у покупателей на руках остались подарочные карты магазинов, покинувших российский рынок. В таких случаях речь может идти уже об уголовной ответственности, сказал Валерий Самохин.
По состоянию на 18 марта иск уполномоченного к производству еще не принят. На это у суда по закону есть пять дней.
Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин в разговоре с РБК Уфа назвал вероятность выиграть иск против Apple мизерной даже в российском суде. Дело в том, что Apple Pay является не функцией телефона, а самостоятельной платежной системой. И доступ к этой системе не гарантирован не только в России, но и во всем мире, указывает эксперт.
«То есть функционал устройства фактически не урезается. Более того, Apple Pay доступно отнюдь не во всех странах, в которых производитель официально реализует свою продукцию. Например, в Африке она доступна только в ЮАР. Нет к ней доступа и на одном из крупнейших рынков мира — в Индии. В России система тоже заработала со значительным отставанием от стран ЕС и Северной Америки. То есть компания Apple не гарантирует возможность использования собственной платежной системы во всем мире. И это на самом деле относится ко многим ее сервисам. Именно на этот случай крупные компании, такие как Apple, очень тщательно работают с текстами пользовательских соглашений, которые обычно пользователи принимают, не глядя. Иными словами, я бы сказал, что даже в российском суде вероятность принятия решения в пользу истца выглядит мизерной», — говорит Федюкин.
Так же обстоят дела с рядом других сервисов компании — Apple Music, Apple Carplay, которые доступны далеко не во всех странах. Доказать, что это является дискриминацией пользователей, достаточно трудно, добавил эксперт.
Как сообщал РБК Уфа, исход международных брендов с российского рынка начался в конце февраля из-за событий на Украине и введенных экономических санкций. В связи с этим в Уфе закрылись магазины IKEA, H&M, рестораны «Макдоналдс» и другие сетевые организации торговли.