Перейти к основному контенту
Башкортостан ,  
0 

Сергей Лисовский: Хорошо, что кризис возник сегодня. А то было бы поздно.

По мнению сенатора, время требует быстрых решений, которые улучшат положение производителей. Если бы кризис произошел еще лет через пять, то в стране не осталось бы производств, на базе которых можно развивать экономику.
Фото: Андрей Старостин
Фото: Андрей Старостин

В среду на официальном открытии сайта ufa.rbc.ru специальный гость мероприятия — сенатор Сергей Лисовский — высказал много интересных мыслей о развитии экономики страны и, в частности, сельского хозяйства. РБК-Уфа публикует наиболее интересные тезисы его выступления.

О малом и среднем бизнесе

Почему-то сложилось, что в России малый и средний бизнес – это производство ширпотреба, причем самого дешевого. Во всем мире малый бизнес – это производство комплектующих для крупных производств. Именно здесь сосредоточен основной потенциал развития. Надо стимулировать, даже заставлять, понуждать государственные компании и монополии все комплектующие закупать в России. Мне кажется, у нас сейчас хороший период. Теперь нет возможности «заливать» проблему деньгами. Надо работать. Мы забыли, что все мы – имеются в виду страны – жесткие конкуренты. Эта конкуренция была долгое время неочевидна, все последние десятилетия мы в ней проигрывали. Хорошо, что сейчас противостояние перешло в активную, явную стадию, и мы начали отвечать. Мы закрыли рынки, государственные монополии начали заказывать продукцию у наших производителей. Это позитивный факт.

Об импортозамещении в сельском хозяйстве

В свое время мы полностью открыли свой рынок и уничтожили тем самым свое производство. Хорошо, что не все. Мы можем обеспечить потребности страны в мясе птицы и свинине, к примеру. Но давайте смотреть глубже. Мы используем при этом иностранные корма, семенные материалы, западные технологии. В итоге в себестоимости сельскохозяйственной продукции больше половины — валютная составляющая, поэтому цена на нее растет.

В сельском хозяйстве как нигде нужно планировать. Основополагающий вопрос для крестьянства сейчас — сколько еще продлится эмбарго? Стоит ли развиваться сейчас? Потому что мы сегодня привлечем инвестиции, построим фермы, а потом рынок опять откроют и уже не будет тех возможностей для развития, которые есть сейчас.

Башкирия – лидер по производству молока в России. Эта отрасль всегда была основополагающей для страны. Она позволяет зимой, когда полгода территория находится в снегах, обеспечить работой сельское население. Я собираю сельскохозяйственную литературу. Так вот, в одной из книг 1910 года нашел описание тары для поставок сливочного масла в Париж. Сейчас об этом можно только мечтать.

У нас нет традиции мясного животноводства, мы всегда специализировались именно на мясо-молочных породах. Ошибочно, на мой взгляд, завозить сюда чисто молочные и чисто мясные породы — они слишком быстро себя отрабатывают.

О монополиях

Монополии обложили бизнес данью: энергетики, нефтяники, инфраструктура, удобрения. Наверху пирамиды стоят банки. Если взять производство мяса птицы, то 80% себестоимости формируют монополии. Производитель влияет лишь на 20 % себестоимости. Я как менеджер могу улучшить себестоимость на 1-2% за счет управленческих решений и технологий. А западный производитель пользуется внутренними субсидиями в своей стране и экспортными субсидиями, поэтому по себестоимости продукции мы заведомо ему проигрываем.

Это заблуждение, что производительность труда в сельском хозяйстве в России ниже, чем в Европе. Я работаю давно и вижу, что реальная производительность труда сопоставима с той, которая есть в развитых странах. К примеру, непосредственно на производстве сельскохозяйственной продукции у нас могут работать те же пять человек, что и на европейской ферме. Но нам приходится содержать охранников, электриков, IT-специалистов. Потому что не гарантированы стабильная поставка электроэнергии, безопасность и другие параметры.

Также в себестоимости высока доля транспортной составляющей. Тарифы на железнодорожные перевозки сейчас такие, что выгоднее возить продукцию автотранспортом. Но при этом состояние дорог в России и требования к нагрузкам на ось не позволяют осуществлять перевозки большегрузными автомобилями, а чем меньше загрузка одной фуры, тем больше стоимость перевозки на один килограмм продукции. Пока мы не решим вопрос с государственными монополиями, мы не сможем быть конкурентоспособными.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Башкортостан
NYT рассказала о проблемах США с ключевыми партнерамиПолитика, 01:39
Минпросвещения оценило ситуацию в российском образованииОбщество, 01:25
Адмирал НАТО заявил о разработке в Европе устаревшего вооруженияПолитика, 00:43
«Ъ» узнал о военном опыте обвиненной в терроризме наемницы из ДанииПолитика, 00:43
Львова-Белова рассказала о двух вернувшихся семьях в Россию из СирииПолитика, 00:23
В Москве водитель Lexus погиб при выставлении знака аварийной остановкиГород, 00:09
Эксперты допустили сжатие прибыли банков из-за проблемных кредитовФинансы, 00:05
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
«Матч ТВ» купил права на эксклюзивный показ UFC в РоссииТехнологии и медиа, 00:05
В зоне военной операции погиб гранатометчик из Пермского краяПолитика, 26 дек, 23:45
В Казахстане рассказали о взрыве баллона в Embraer перед его падениемОбщество, 26 дек, 23:22
В Краснодарский край привезли установку для откачки мазутаОбщество, 26 дек, 22:54
В работе ChatGPT произошел глобальный сбойТехнологии и медиа, 26 дек, 22:46
Украинские пограничники нашли уклонистов в траурном кортежеПолитика, 26 дек, 22:34
Зеленский поблагодарил Вучича за помощь Сербии УкраинеПолитика, 26 дек, 22:33