Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Башкортостан
В Третьяковке отреставрировали поврежденную посетителем картину Репина Общество, 17:41
Строительство участка трассы М-12 в Башкирии начнется в 2022 году Башкортостан, 17:40 
«Рожденные в кризис, умереть не могут»: что ждет рынок маркетинга России Социальная экономика, 17:40
Развод на миллионы: как российские бизнесмены расходились с женами Общество, 17:37 
В десяти регионах России похоронили участников спецоперации на Украине Общество, 17:30
Маск назвал ESG аферой после исключения Tesla из индекса Бизнес, 17:28
За рамки стереотипов: гендерные тренды поколения альфа Совместный проект, 17:23
Губернатор Белгородской области сообщил об обстрелах еще 19 домов Политика, 17:19
Страховщики увидели резкий рост числа краж зеркал, фар и запасных колес Авто, 17:18
Матч Германия — Дания на ЧМ по хоккею отложили из-за пожара на стадионе Спорт, 17:09
Глава Херсонской области заявил о трансформации в будущем в регион России Политика, 17:08
Эксперты оценили доступность жилья в Москве по новой льготной ипотеке Недвижимость, 16:59
В «Роскосмосе» объяснили причину переноса выхода в космос с борта МКС Технологии и медиа, 16:58
Буш-младший словами «времена меняются» оценил обещание не расширять НАТО Политика, 16:49
Башкортостан ,  
0 

Сергей Лисовский: Хорошо, что кризис возник сегодня. А то было бы поздно.

По мнению сенатора, время требует быстрых решений, которые улучшат положение производителей. Если бы кризис произошел еще лет через пять, то в стране не осталось бы производств, на базе которых можно развивать экономику.
Фото: Андрей Старостин
Фото: Андрей Старостин

В среду на официальном открытии сайта ufa.rbc.ru специальный гость мероприятия — сенатор Сергей Лисовский — высказал много интересных мыслей о развитии экономики страны и, в частности, сельского хозяйства. РБК-Уфа публикует наиболее интересные тезисы его выступления.

О малом и среднем бизнесе

Почему-то сложилось, что в России малый и средний бизнес – это производство ширпотреба, причем самого дешевого. Во всем мире малый бизнес – это производство комплектующих для крупных производств. Именно здесь сосредоточен основной потенциал развития. Надо стимулировать, даже заставлять, понуждать государственные компании и монополии все комплектующие закупать в России. Мне кажется, у нас сейчас хороший период. Теперь нет возможности «заливать» проблему деньгами. Надо работать. Мы забыли, что все мы – имеются в виду страны – жесткие конкуренты. Эта конкуренция была долгое время неочевидна, все последние десятилетия мы в ней проигрывали. Хорошо, что сейчас противостояние перешло в активную, явную стадию, и мы начали отвечать. Мы закрыли рынки, государственные монополии начали заказывать продукцию у наших производителей. Это позитивный факт.

Об импортозамещении в сельском хозяйстве

В свое время мы полностью открыли свой рынок и уничтожили тем самым свое производство. Хорошо, что не все. Мы можем обеспечить потребности страны в мясе птицы и свинине, к примеру. Но давайте смотреть глубже. Мы используем при этом иностранные корма, семенные материалы, западные технологии. В итоге в себестоимости сельскохозяйственной продукции больше половины — валютная составляющая, поэтому цена на нее растет.

В сельском хозяйстве как нигде нужно планировать. Основополагающий вопрос для крестьянства сейчас — сколько еще продлится эмбарго? Стоит ли развиваться сейчас? Потому что мы сегодня привлечем инвестиции, построим фермы, а потом рынок опять откроют и уже не будет тех возможностей для развития, которые есть сейчас.

Башкирия – лидер по производству молока в России. Эта отрасль всегда была основополагающей для страны. Она позволяет зимой, когда полгода территория находится в снегах, обеспечить работой сельское население. Я собираю сельскохозяйственную литературу. Так вот, в одной из книг 1910 года нашел описание тары для поставок сливочного масла в Париж. Сейчас об этом можно только мечтать.

У нас нет традиции мясного животноводства, мы всегда специализировались именно на мясо-молочных породах. Ошибочно, на мой взгляд, завозить сюда чисто молочные и чисто мясные породы — они слишком быстро себя отрабатывают.

О монополиях

Монополии обложили бизнес данью: энергетики, нефтяники, инфраструктура, удобрения. Наверху пирамиды стоят банки. Если взять производство мяса птицы, то 80% себестоимости формируют монополии. Производитель влияет лишь на 20 % себестоимости. Я как менеджер могу улучшить себестоимость на 1-2% за счет управленческих решений и технологий. А западный производитель пользуется внутренними субсидиями в своей стране и экспортными субсидиями, поэтому по себестоимости продукции мы заведомо ему проигрываем.

Pro
Фото: David McNew / Getty Images Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году
Pro
Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу
Pro
Как в России будут продавать товары с «недружественным» патентом
Pro
Фото: Shutterstock Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать
Pro
Два кейса, как удерживать работников с помощью stay-интервью
Pro
Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии
Pro
Фото: Hulki Okan Tabak / Unsplash Как изменились условия покупки ВНЖ за границей из-за санкций: обзор
Pro
План на ближайшие 5 лет: что ждет ИТ-инфраструктуру компаний в РФ

Это заблуждение, что производительность труда в сельском хозяйстве в России ниже, чем в Европе. Я работаю давно и вижу, что реальная производительность труда сопоставима с той, которая есть в развитых странах. К примеру, непосредственно на производстве сельскохозяйственной продукции у нас могут работать те же пять человек, что и на европейской ферме. Но нам приходится содержать охранников, электриков, IT-специалистов. Потому что не гарантированы стабильная поставка электроэнергии, безопасность и другие параметры.

Также в себестоимости высока доля транспортной составляющей. Тарифы на железнодорожные перевозки сейчас такие, что выгоднее возить продукцию автотранспортом. Но при этом состояние дорог в России и требования к нагрузкам на ось не позволяют осуществлять перевозки большегрузными автомобилями, а чем меньше загрузка одной фуры, тем больше стоимость перевозки на один килограмм продукции. Пока мы не решим вопрос с государственными монополиями, мы не сможем быть конкурентоспособными.

Материалы к статье
Авторы