Лента новостей
Все новости Башкортостан
Два человека погибли в ДТП с туристическим автобусом в Польше 10:18, Общество Порошенко решил создать в ЕС группу для остановки «Северного потока-2» 10:08, Политика В Сеуле заявили о намерении положить конец войне с КНДР в 2018 году 10:07, Политика В Якутии около 54,6 тыс. человек остались без электричества 10:03, Общество Названа доля иномарок в России 09:46, Бизнес Рука Бога, лучшая сборная СССР и осьминог: курьезы ЧМ по футболу 09:46, Спецпроект РБК Спорт Из Раменок в Рассказовку: какое жилье строится на новом участке метро 09:38, Недвижимость RAEX (Эксперт РА) присвоил рейтинг ЮниКредит Банку на уровне ruААА 09:38  СМИ узнали о 3 тыс. ядерных и ракетных объектов в КНДР 09:31, Политика В Нидерландах микроавтобус въехал в толпу на фестивале 09:29, Общество Россияне стали больше интересоваться ЧМ после первой победы сборной 09:28, Общество Производители Европы, Азии и России встретятся на выставке «ЭКСПОДРЕВ» 09:22, Партнерский материал Из шахты в Кемеровской области из-за пожара эвакуировали 114 горняков 09:22, Общество Депутат Рады рассказал о назревающей на Украине катастрофе 09:07, Экономика В Польше рассказали о давлении на ЕС из-за «Северного потока-2» 08:54, Политика Из Уфы открылись прямые авиарейсы в Грузию 08:52  В Египте сообщили о рекордных $5,5 млрд годового дохода Суэцкого канала 08:45, Бизнес Число пострадавших при землетрясении в Японии превысило 200 08:39, Общество Аркадий Новиков рассказал, как придумывает свои рестораны 08:36, РБК и Nespresso Госдеп объявил о возобновлении финансирования «Белых касок» 08:27, Политика Сын задержанного в Армении депутата подал в отставку с поста мэра 08:23, Политика Власти нашли способ избежать закрытия НПЗ из-за налогового маневра 08:00, Бизнес Умер один из продюсеров фильма «Лицо со шрамом» 07:56, Общество Меланья Трамп раскритиковала иммиграционную политику мужа 07:46, Политика Правительство введет принцип «одного окна» для отчетности компаний 07:29, Экономика Решение и реакция: какой будет политическая цена пенсионной реформы 07:08, Мнение Мэрия Москвы начала в соседних областях подготовку выборов для дачников 07:00, Политика Роспотребнадзор предупредил о распространении кори в 28 странах Европы 06:51, Общество
Сергей Лисовский: Хорошо, что кризис возник сегодня. А то было бы поздно.
Башкортостан, 18 сен 2015, 11:42
0
Сергей Лисовский: Хорошо, что кризис возник сегодня. А то было бы поздно.
По мнению сенатора, время требует быстрых решений, которые улучшат положение производителей. Если бы кризис произошел еще лет через пять, то в стране не осталось бы производств, на базе которых можно развивать экономику.
Фото: Андрей Старостин

В среду на официальном открытии сайта ufa.rbc.ru специальный гость мероприятия — сенатор Сергей Лисовский — высказал много интересных мыслей о развитии экономики страны и, в частности, сельского хозяйства. РБК-Уфа публикует наиболее интересные тезисы его выступления.

О малом и среднем бизнесе

Почему-то сложилось, что в России малый и средний бизнес – это производство ширпотреба, причем самого дешевого. Во всем мире малый бизнес – это производство комплектующих для крупных производств. Именно здесь сосредоточен основной потенциал развития. Надо стимулировать, даже заставлять, понуждать государственные компании и монополии все комплектующие закупать в России. Мне кажется, у нас сейчас хороший период. Теперь нет возможности «заливать» проблему деньгами. Надо работать. Мы забыли, что все мы – имеются в виду страны – жесткие конкуренты. Эта конкуренция была долгое время неочевидна, все последние десятилетия мы в ней проигрывали. Хорошо, что сейчас противостояние перешло в активную, явную стадию, и мы начали отвечать. Мы закрыли рынки, государственные монополии начали заказывать продукцию у наших производителей. Это позитивный факт.

Об импортозамещении в сельском хозяйстве

В свое время мы полностью открыли свой рынок и уничтожили тем самым свое производство. Хорошо, что не все. Мы можем обеспечить потребности страны в мясе птицы и свинине, к примеру. Но давайте смотреть глубже. Мы используем при этом иностранные корма, семенные материалы, западные технологии. В итоге в себестоимости сельскохозяйственной продукции больше половины — валютная составляющая, поэтому цена на нее растет.

В сельском хозяйстве как нигде нужно планировать. Основополагающий вопрос для крестьянства сейчас — сколько еще продлится эмбарго? Стоит ли развиваться сейчас? Потому что мы сегодня привлечем инвестиции, построим фермы, а потом рынок опять откроют и уже не будет тех возможностей для развития, которые есть сейчас.

Башкирия – лидер по производству молока в России. Эта отрасль всегда была основополагающей для страны. Она позволяет зимой, когда полгода территория находится в снегах, обеспечить работой сельское население. Я собираю сельскохозяйственную литературу. Так вот, в одной из книг 1910 года нашел описание тары для поставок сливочного масла в Париж. Сейчас об этом можно только мечтать.

У нас нет традиции мясного животноводства, мы всегда специализировались именно на мясо-молочных породах. Ошибочно, на мой взгляд, завозить сюда чисто молочные и чисто мясные породы — они слишком быстро себя отрабатывают.

О монополиях

Монополии обложили бизнес данью: энергетики, нефтяники, инфраструктура, удобрения. Наверху пирамиды стоят банки. Если взять производство мяса птицы, то 80% себестоимости формируют монополии. Производитель влияет лишь на 20 % себестоимости. Я как менеджер могу улучшить себестоимость на 1-2% за счет управленческих решений и технологий. А западный производитель пользуется внутренними субсидиями в своей стране и экспортными субсидиями, поэтому по себестоимости продукции мы заведомо ему проигрываем.

Это заблуждение, что производительность труда в сельском хозяйстве в России ниже, чем в Европе. Я работаю давно и вижу, что реальная производительность труда сопоставима с той, которая есть в развитых странах. К примеру, непосредственно на производстве сельскохозяйственной продукции у нас могут работать те же пять человек, что и на европейской ферме. Но нам приходится содержать охранников, электриков, IT-специалистов. Потому что не гарантированы стабильная поставка электроэнергии, безопасность и другие параметры.

Также в себестоимости высока доля транспортной составляющей. Тарифы на железнодорожные перевозки сейчас такие, что выгоднее возить продукцию автотранспортом. Но при этом состояние дорог в России и требования к нагрузкам на ось не позволяют осуществлять перевозки большегрузными автомобилями, а чем меньше загрузка одной фуры, тем больше стоимость перевозки на один килограмм продукции. Пока мы не решим вопрос с государственными монополиями, мы не сможем быть конкурентоспособными.