Эксперты прогнозируют снижение «паразитического» трафика на дорогах Уфы
В Башкирии на этой неделе вступил в силу закон о платных парковках. Муниципалитеты республики в ближайшее время должны определиться со стоимостью стоянки автомобилей на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно закону, разработанному региональным министерством транспорта, в рабочее время в будни машину на таких парковках можно будет оставлять бесплатно на 20 минут. У зданий органов власти или местного самоуправления, учреждений образования, здравоохранения, спорта и культуры время бесплатной стоянки составит один час. В выходные и праздничные дни, а также в будни после 21:00 плата за стоянку взиматься не будет. Также в законе указаны категории автомобилей, владельцы которых будут освобождены от уплаты — это участники Великой Отечественной войны, инвалиды и люди, перевозящие их на транспортных средствах.
Региональные власти с помощью данного нововведения рассчитывают решить проблемы с высокой транспортной напряженностью, особенно закон актуален для Уфы, подчеркивают в Госсобрании республики. Пока парковки в регионе остаются бесплатными, на применение новых норм необходимо время, сообщил спикер Курултая Константин Толкачев.
Факторы эффективности
Плату за муниципальные парковки уже взимают в ряде регионов страны. Так, в соседнем Татарстане ее ввели более пяти лет назад. Стоимость часа стоянки в Казани составляет от 30 до 100 рублей. За это время сеть муниципальных паркингов выросла в пять раз, пропускная способность улиц — на 18%, а скорость движения — на 5 км/ч. В городской бюджет нововведение с 2015 года, по данным Казгорисполкома, принесло более 200 млн рублей. В 2019 году в столице Татарстана было выписано штрафов за неоплату парковки на 258 млн рублей, в 2018 – на 210 млн, взыскано 196 млн рублей.
«Эффективность платных парковок зависит от ряда факторов: простоты оплаты, прозрачности расходов собранных средств и установления административной ответственности за нарушение правил пользования платными парковками. Наибольший эффект характерен для Москвы и Казани, в которых за неоплату парковки взимаются штрафы», — прокомментировала РБК Уфа директор Центра экономики транспорта НИИ ВШЭ Татьяна Кулакова.
По ее словам, платные парковки способствуют снижению трафика автомобилей, росту оборачиваемости парковочных мест и их доступности – меньше людей паркуют автомобили в центре города на весь день, продолжительность парковочной сессии сокращается. «В результате введение платы приводит к сокращению "паразитического" трафика, связанного с поиском парковочного места при движении со скоростью ниже среднего по потоку и, как следствие, повышению средней скорости движения», — отмечает эксперт.
Риски для деловой активности
Закон о платных парковках депутаты Башкирии приняли окончательно 29 октября. Как сообщал РБК Уфа, 86 народных избранников поддержали поправки, 14 выступили против.
Один из противников изменений, депутат Ринат Зайнуллин, подчёркивал, что 2020 год не лучшее время для подобных нововведений, так как из-за транспортной реформы люди вынуждены использовать общественный транспорт, который в период пандемии является основным местом инфицирования.
«Сейчас ограничивать стоянку и заставлять людей использовать общественный транспорт — неправильно. Можно ограничивать парковку в нерабочее время, мы должны поддержать человека труда — людей, которые работают и зарабатывают», — подчеркивал депутат.
Он также прогнозировал, что платные парковки могут привести к росту уровня безработицы, так как из-за проблем с транспортом люди начнут опаздывать на работу, что повлечет за собой увеличение числа увольнений.
По мнению экономиста Всеволода Спивака, необходимость платить за парковки может снизить деловую активность начинающих и небогатых предпринимателей в Уфе.
«Начинающему рекламщику, подрядчику, ресторатору, юристу надо быть в нескольких местах в день. Почему никто не подумал о том, как за день провести встречи в Черниковке, Сипайлово, Зелёной Роще и закончить рабочий день в центре города, пользуясь исключительно общественным транспортом? А если же платить за парковку при активном передвижении, то это будут десятки тысяч рублей расходов в месяц. Для многих, кто в начале своей бизнес-истории, это будет серьёзным вопросом: сидеть дома и не заниматься бизнесом или значительную часть своей прибыли направлять на оплату парковки», — подчеркивает экономист.
По сути, отмечает Спивак, уфимцам придется рассчитываться за «жадность строительных компаний, которые уничтожают существующие парковочные места и одновременно увеличивают потребности в них».