Лента новостей
Все новости Башкортостан
Богемная жизнь Тель-Авива: по стопам художников и музыкантов 19:13, РБК и Минтуризма Израиля​ Вдова Солженицына рассказала о разговоре с Макроном тет-а-тет 19:11, Общество Турецкий самолет не смог приземлиться в Жуковском из-за летных испытаний 19:08, Общество Создатель андроида София рассказал, когда роботы станут ближе к людям 19:00, Стиль Путин отверг версию об уничтожении MH17 российской ракетой 19:00, Политика Джентльмены нового времени: Никита Пресняков — о стиле и одежде 18:59, РБК и Givenchy Худайнатов назвал Хабаровский НПЗ несущей золотые яйца курицей 18:59, Бизнес Орешкин рассказал о новом прогнозе Минэкономразвития по ценам на нефть 18:49, Экономика Харви Вайнштейна выпустили под залог в $1 млн 18:39, Общество Федермессер обвинила Минздрав в искажении статистики 18:29, Общество СМИ назвали имя нового главного тренера «Челси» 18:16, Спорт Сергей Шнуров объявил о разводе с женой Матильдой 18:13, Общество Десятки американских СМИ стали недоступны в ЕС из-за норм о защите данных 18:11, Политика Саид Гуцериев — РБК: «Люди все равно ходят в магазины» 18:09, Бизнес  В штате Индиана при стрельбе в школе пострадали два человека 17:59, Общество Голосовой помощник Amazon передал частный разговор владельца постороннему 17:51, Общество Тест: кто важнее для бизнеса - миллениалы или поколение Z 17:50, РБК и Билайн Голодец дала оценку Мединскому на посту министра культуры 17:44, Общество Санкции, Telegram и пенсии: о чем говорили участники ПМЭФ 17:39, Фотогалерея  Чемпионка Европы по плаванию умерла в возрасте 33 лет 17:33, Спорт «Газпром-медиа Холдинг» и «МаксимаТелеком» создали совместное предприятие 17:31, Бизнес ВТБ увеличил долю в попавшей под санкции En+ 17:29, Бизнес Путин в шутку назвал Шохина бандитом 17:28, Политика Как умные системы освещения борются с криминалом и увеличивают продажи 17:26, Партнерский материал Порошенко рассказал о плане по освобождению Украины от «агрессора» 17:20, Политика Лавров указал МИД Голландии на предвзятость расследования крушения МН17 17:19, Политика Рынок США сегодня: падающая нефть «тормозит» рост акций 17:19, Quote Михаил Задорнов — РБК: «Усиление позиции Минфина — это плюс» 17:19, Бизнес 
РБК.Исследование. Будет ли свет в конце тоннеля, ведущего в Зауфимье?
Уфа: проблемы и перспективы, 19 фев 2016, 11:40
0
РБК.Исследование. Будет ли свет в конце тоннеля, ведущего в Зауфимье?
Изменение градостроительных планов Уфы может сказаться на инвестиционной привлекательности проекта транспортного коридора, включающего тоннель под парком лесоводов Башкирии, мост через реку Уфа и дорогу до трассы М5.

История вопроса

Транспортный коридор от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5, так называемый Восточный выезд, является частью проекта соединения федеральных трасс М-5 и М-7 по линии, проходящей вдоль улицы Округа Галле. На момент разработки и утверждения в начале 1990-х годов, этот проект преследовал две глобальные цели. Помимо соединения двух федеральных трасс, он открывал прямой доступ в район Зауфимья, которое, по действующему тогда варианту Генплана, должно было стать местом масштабного жилого строительства, для чего были необходимы новые подъездные пути.

Основная сложность проекта была связана со строительством 974-метрового моста через реку Уфа в районе Трамплина, чему мешал высокий береговой склон с перепадом высот больше ста метров. Планировщики решили пробить в склоне 1,2-километровый тоннель под парком Лесоводов Башкирии и улицей Менделеева. И хотя такое решение было очень дорогим, а тоннель получался одним из самых протяженных и глубоких в России, его строительство началось в 1992 году. Работы шли около пятнадцати лет, но, когда объект был готов примерно на 40 процентов, были остановлены из-за отсутствия финансирования. С тех пор власти республики и Уфы начали поиск инвесторов для завершения этого транспортного проекта.

В 2013 году было разработано технико-экономическое обоснование, согласно которому, расчетная стоимость участка пути от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5 составляет от 25,5 до 26,6 млрд рублей. Из них 8,1 млрд приходится на достройку тоннеля, 13 млрд – на создание мостового перехода через Уфимку, 3,9-5 млрд – на строительство автодороги от моста до трассы М-5. Тогда появилось несколько вариантов заключения концессионного соглашения на основе государственно-частного партнерства. Источником возвращения вложенных средств были определены плата за проезд и продажа под застройку земель в Зауфимье, причем за срок действия концессионного соглашения первый источник доходов мог принести от 10 до 12 млрд, а второй – 22,5 млрд рублей.

Однако за три прошедших года вопрос поиска инвестора так и не был решен, а документация все еще находится в стадии согласования. Как пояснили РБК-Уфа в Госкомитете РБ по транспорту и дорожному хозяйству, «в настоящий момент подготовлен проект распоряжения Правительства РБ «О заключении концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации нового выезда из Уфы на трассу М-5 «Урал» («Восточный выезд»). Данный проект проходит процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами».

«Чемодан без ручки»

За последние годы в отношении перспектив достройки транспортного коридора от федеральной трассы М-5 до проспекта Салавата Юлаева и его продолжения до трассы М-7 были высказаны сомнения со стороны целого ряда экспертов и представителей властей.

Председатель правления ГК «Росавтодор» Сергей Кельбах еще в 2012 году признал «проект нереализуемым». Причем основной причиной он назвал не столько техническую сложность его воплощения, сколько чрезмерно высокую себестоимость.
- И тоннель, и мостовые переходы – очень дорогие, проект не прошел даже нашу внутреннюю экспертизу на предмет включения в перечень инвестпроектов, поддерживаемых госкомпанией, - констатировал Сергей Кельбах.

Глава республики Рустэм Хамитов, слова которого цитировало издание «Коммерсант», назвал проект «чемоданом без ручки» и «безумной затеей», признав, что, начав строительство, республика попала в «западню: строить дальше страшно дорого, заморозить стройку тоже требует колоссальных денег».

Главный аспект, ставящий под сомнение инвестиционные перспективы транспортного коридора от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5 – кардинальные изменения градостроительной политики Уфы. Если на момент разработки проекта в качестве приоритетного направления жилой застройки рассматривалось Зауфимье, доступ к которому тогда был действительно затруднен, то в Генлане, принятом в 2006 году, приоритет застройки был отдан Забелью и районам Затона и Дёмы, а в Зауфимье предполагалось строить в основном малоэтажное жилье. Сейчас в градостроительной политике Уфы вновь произошли кардинальные перемены. По замыслам городских властей, в обозримом будущем «броска за реки» не произойдет, а наиболее интенсивно будет застраиваться сам Уфимский полуостров, значительную часть территорий которого до сих пор занимает неблагоустроенный частный сектор. 

Все это ставит под вопрос коммерческую привлекательность земель в районе предлагаемого инвестору транспортного коридора, продажа которых должна окупить большую часть капвложений. Тем более, крупные участки уже распределены в рамках программы поддержки многодетных семей. Кроме того, в 2011 году был окончательно сдан новый мост в районе Каменной переправы, обеспечивший удобный доступ на трассу М-5, что во многом сняло проблему транспортной доступности Зауфимья и поставило под вопрос необходимость строительства еще одной, платной магистрали.

Второй целью проекта было соединение федеральных трасс М-5 и М-7 через коридор в створе улицы Галле. В настоящее время разрабатывается вариант гораздо менее затратного и легко реализуемого соединения двух федеральных трасс через Уфу. В январе на публичных слушаниях был представлен проект нового моста чрез Белую в створе улицы Интернациональной, который открывает прямой выход на трассу М-7. Стоимость объекта – около 11 млрд рублей. С учетом практически законченного продолжения улицы Интернациональной до выезда на Шакшинское шоссе, которое выходит на трассу М-5, можно говорить о создании проекта пути, соединяющего две федеральные трассы. По сравнению с коридором в створе улицы Галле, такой вариант стоит дешевле и проходит вдали от густонаселенных кварталов. Если бы этот проект был принят в начале 1990-х годов, он, вполне возможно, был бы уже реализован, избавив город от множества современных транспортных проблем.

Складская альтернатива

По данным Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству на проведение работ в тоннеле под парком Лесоводов в 2015 году было выделено 303 млн рублей, а за три последних года – 753 млн. Полное прекращение финансирования может привести к обрушению внутренних конструкций и обвалу грунта. Оценки стоимости ликвидации тоннеля пока нет, но, судя по всему, речь может идти о серьезных затратах, в частности ранее назывались суммы в 3-3,5 млрд рублей.

Как сообщили в Госкомитете, возможности альтернативного применения недостроенного тоннеля не рассматривались, хотя за рубежом есть опыт успешного использования выведенных из работы шахт, тоннелей и штолен в качестве продовольственных складов и хранилищ сельхозпродукции. Такие объекты, благодаря расположению под землей, обладают эффектом погреба, позволяя экономить на необходимых для наземных складов и овощебаз системах поддержания нужного микроклимата. Подобный вариант мог бы сохранить объект для возможной достройки

Подписка на РБК
Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере
Ваш браузер настроен на блокировку уведомлений. Он не дает сайту rbc.ru корректно работать. Если вы хотите быть в курсе всех событий, удалите сайт rbc.ru из списка заблокированных.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.