Лента новостей
Все новости Башкортостан
Рука Бога, лучшая сборная СССР и осьминог: курьезы ЧМ по футболу 20:44, Спецпроект РБК Спорт Лукашенко рассказал об обсуждении с Путиным «чувствительных вопросов» 20:37, Политика Титов объяснил составление «российской части» своего списка бизнесменов 20:30, Бизнес Итоги дня: риторика Трампа увела российский и мировые рынки акций в минус 20:30, Quote Комитет несогласных: когда начнется разработка Конституции Сирии 20:25, Политика В Совфеде пообещали «жесткий ответ» США при размещении оружия в космосе 20:22, Политика Дзюба и Салах вышли с первых минут на матч Россия — Египет 20:22, Спорт Bloomberg сообщил о плане США выйти из Совета ООН по правам человека 20:08, Политика Сенегальцы обыграли поляков в последнем матче стартового тура ЧМ-2018 20:08, Спорт Акции-чемпионы: чьи спонсоры окажутся лучшей инвестицией ЧМ-2018. День 4 20:00, Quote Орешкин назвал не попавшую под новые пошлины категорию товаров из США 19:55, Экономика ФАС завела дело из-за рекламы презервативов Durex 19:51, Бизнес Сталь, бетон и искусственный интеллект: «умные» здания через 10 лет 19:50, РБК и Schneider Electric RT не получал обращений в связи с возможным иском вдовы Литвиненко 19:40, Политика В кабинете у замминистра энергетики после ареста Цуркан прошли обыски 19:37, Общество UC Rusal начала экспорт бокситов с крупнейшего в мире месторождения 19:35, Бизнес «Водоканал» усилит дежурство на матче Россия — Египет из-за дождей 19:17, Общество Клубника круглый год: как выделиться на российском аграрном рынке 19:15, РБК и Сбербанк «Первый канал» прокомментировал прекращение сотрудничества с Уткиным 19:10, Общество Лукашенко рассказал об отношении к контролю на границе с Россией из-за ЧМ 19:08, Политика Путин допустил рост товарооборота с Белоруссией до $50 млрд 19:03, Политика СМИ узнали об аресте члена правления «Интер РАО» Карины Цуркан за шпионаж 18:56, Политика Главу Audi временно отстранили от должности после задержания 18:55, Общество Спецпредставитель Путина рассказал о воюющих в Идлибе боевиках из России 18:53, Политика Правозащитники анонсировали отправку Белых в колонию в присутствии врача 18:40, Общество «Газпром» рассказал о противоречащих приказу суда действиях «Нафтогаза» 18:36, Бизнес Акции-чемпионы: чьи спонсоры окажутся лучшей инвестицией ЧМ-2018 18:31, Quote Умер внук основателя Вахтанговского театра 18:26, Общество
РБК.Исследование. Будет ли свет в конце тоннеля, ведущего в Зауфимье?
Уфа: проблемы и перспективы, 19 фев 2016, 11:40
0
РБК.Исследование. Будет ли свет в конце тоннеля, ведущего в Зауфимье?
Изменение градостроительных планов Уфы может сказаться на инвестиционной привлекательности проекта транспортного коридора, включающего тоннель под парком лесоводов Башкирии, мост через реку Уфа и дорогу до трассы М5.

История вопроса

Транспортный коридор от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5, так называемый Восточный выезд, является частью проекта соединения федеральных трасс М-5 и М-7 по линии, проходящей вдоль улицы Округа Галле. На момент разработки и утверждения в начале 1990-х годов, этот проект преследовал две глобальные цели. Помимо соединения двух федеральных трасс, он открывал прямой доступ в район Зауфимья, которое, по действующему тогда варианту Генплана, должно было стать местом масштабного жилого строительства, для чего были необходимы новые подъездные пути.

Основная сложность проекта была связана со строительством 974-метрового моста через реку Уфа в районе Трамплина, чему мешал высокий береговой склон с перепадом высот больше ста метров. Планировщики решили пробить в склоне 1,2-километровый тоннель под парком Лесоводов Башкирии и улицей Менделеева. И хотя такое решение было очень дорогим, а тоннель получался одним из самых протяженных и глубоких в России, его строительство началось в 1992 году. Работы шли около пятнадцати лет, но, когда объект был готов примерно на 40 процентов, были остановлены из-за отсутствия финансирования. С тех пор власти республики и Уфы начали поиск инвесторов для завершения этого транспортного проекта.

В 2013 году было разработано технико-экономическое обоснование, согласно которому, расчетная стоимость участка пути от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5 составляет от 25,5 до 26,6 млрд рублей. Из них 8,1 млрд приходится на достройку тоннеля, 13 млрд – на создание мостового перехода через Уфимку, 3,9-5 млрд – на строительство автодороги от моста до трассы М-5. Тогда появилось несколько вариантов заключения концессионного соглашения на основе государственно-частного партнерства. Источником возвращения вложенных средств были определены плата за проезд и продажа под застройку земель в Зауфимье, причем за срок действия концессионного соглашения первый источник доходов мог принести от 10 до 12 млрд, а второй – 22,5 млрд рублей.

Однако за три прошедших года вопрос поиска инвестора так и не был решен, а документация все еще находится в стадии согласования. Как пояснили РБК-Уфа в Госкомитете РБ по транспорту и дорожному хозяйству, «в настоящий момент подготовлен проект распоряжения Правительства РБ «О заключении концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации нового выезда из Уфы на трассу М-5 «Урал» («Восточный выезд»). Данный проект проходит процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами».

«Чемодан без ручки»

За последние годы в отношении перспектив достройки транспортного коридора от федеральной трассы М-5 до проспекта Салавата Юлаева и его продолжения до трассы М-7 были высказаны сомнения со стороны целого ряда экспертов и представителей властей.

Председатель правления ГК «Росавтодор» Сергей Кельбах еще в 2012 году признал «проект нереализуемым». Причем основной причиной он назвал не столько техническую сложность его воплощения, сколько чрезмерно высокую себестоимость.
- И тоннель, и мостовые переходы – очень дорогие, проект не прошел даже нашу внутреннюю экспертизу на предмет включения в перечень инвестпроектов, поддерживаемых госкомпанией, - констатировал Сергей Кельбах.

Глава республики Рустэм Хамитов, слова которого цитировало издание «Коммерсант», назвал проект «чемоданом без ручки» и «безумной затеей», признав, что, начав строительство, республика попала в «западню: строить дальше страшно дорого, заморозить стройку тоже требует колоссальных денег».

Главный аспект, ставящий под сомнение инвестиционные перспективы транспортного коридора от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5 – кардинальные изменения градостроительной политики Уфы. Если на момент разработки проекта в качестве приоритетного направления жилой застройки рассматривалось Зауфимье, доступ к которому тогда был действительно затруднен, то в Генлане, принятом в 2006 году, приоритет застройки был отдан Забелью и районам Затона и Дёмы, а в Зауфимье предполагалось строить в основном малоэтажное жилье. Сейчас в градостроительной политике Уфы вновь произошли кардинальные перемены. По замыслам городских властей, в обозримом будущем «броска за реки» не произойдет, а наиболее интенсивно будет застраиваться сам Уфимский полуостров, значительную часть территорий которого до сих пор занимает неблагоустроенный частный сектор. 

Все это ставит под вопрос коммерческую привлекательность земель в районе предлагаемого инвестору транспортного коридора, продажа которых должна окупить большую часть капвложений. Тем более, крупные участки уже распределены в рамках программы поддержки многодетных семей. Кроме того, в 2011 году был окончательно сдан новый мост в районе Каменной переправы, обеспечивший удобный доступ на трассу М-5, что во многом сняло проблему транспортной доступности Зауфимья и поставило под вопрос необходимость строительства еще одной, платной магистрали.

Второй целью проекта было соединение федеральных трасс М-5 и М-7 через коридор в створе улицы Галле. В настоящее время разрабатывается вариант гораздо менее затратного и легко реализуемого соединения двух федеральных трасс через Уфу. В январе на публичных слушаниях был представлен проект нового моста чрез Белую в створе улицы Интернациональной, который открывает прямой выход на трассу М-7. Стоимость объекта – около 11 млрд рублей. С учетом практически законченного продолжения улицы Интернациональной до выезда на Шакшинское шоссе, которое выходит на трассу М-5, можно говорить о создании проекта пути, соединяющего две федеральные трассы. По сравнению с коридором в створе улицы Галле, такой вариант стоит дешевле и проходит вдали от густонаселенных кварталов. Если бы этот проект был принят в начале 1990-х годов, он, вполне возможно, был бы уже реализован, избавив город от множества современных транспортных проблем.

Складская альтернатива

По данным Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству на проведение работ в тоннеле под парком Лесоводов в 2015 году было выделено 303 млн рублей, а за три последних года – 753 млн. Полное прекращение финансирования может привести к обрушению внутренних конструкций и обвалу грунта. Оценки стоимости ликвидации тоннеля пока нет, но, судя по всему, речь может идти о серьезных затратах, в частности ранее назывались суммы в 3-3,5 млрд рублей.

Как сообщили в Госкомитете, возможности альтернативного применения недостроенного тоннеля не рассматривались, хотя за рубежом есть опыт успешного использования выведенных из работы шахт, тоннелей и штолен в качестве продовольственных складов и хранилищ сельхозпродукции. Такие объекты, благодаря расположению под землей, обладают эффектом погреба, позволяя экономить на необходимых для наземных складов и овощебаз системах поддержания нужного микроклимата. Подобный вариант мог бы сохранить объект для возможной достройки