РБК.Исследование. Будет ли свет в конце тоннеля, ведущего в Зауфимье?

История вопроса
Транспортный коридор от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5, так называемый Восточный выезд, является частью проекта соединения федеральных трасс М-5 и М-7 по линии, проходящей вдоль улицы Округа Галле. На момент разработки и утверждения в начале 1990-х годов, этот проект преследовал две глобальные цели. Помимо соединения двух федеральных трасс, он открывал прямой доступ в район Зауфимья, которое, по действующему тогда варианту Генплана, должно было стать местом масштабного жилого строительства, для чего были необходимы новые подъездные пути.
Основная сложность проекта была связана со строительством 974-метрового моста через реку Уфа в районе Трамплина, чему мешал высокий береговой склон с перепадом высот больше ста метров. Планировщики решили пробить в склоне 1,2-километровый тоннель под парком Лесоводов Башкирии и улицей Менделеева. И хотя такое решение было очень дорогим, а тоннель получался одним из самых протяженных и глубоких в России, его строительство началось в 1992 году. Работы шли около пятнадцати лет, но, когда объект был готов примерно на 40 процентов, были остановлены из-за отсутствия финансирования. С тех пор власти республики и Уфы начали поиск инвесторов для завершения этого транспортного проекта.
В 2013 году было разработано технико-экономическое обоснование, согласно которому, расчетная стоимость участка пути от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5 составляет от 25,5 до 26,6 млрд рублей. Из них 8,1 млрд приходится на достройку тоннеля, 13 млрд – на создание мостового перехода через Уфимку, 3,9-5 млрд – на строительство автодороги от моста до трассы М-5. Тогда появилось несколько вариантов заключения концессионного соглашения на основе государственно-частного партнерства. Источником возвращения вложенных средств были определены плата за проезд и продажа под застройку земель в Зауфимье, причем за срок действия концессионного соглашения первый источник доходов мог принести от 10 до 12 млрд, а второй – 22,5 млрд рублей.
Однако за три прошедших года вопрос поиска инвестора так и не был решен, а документация все еще находится в стадии согласования. Как пояснили РБК-Уфа в Госкомитете РБ по транспорту и дорожному хозяйству, «в настоящий момент подготовлен проект распоряжения Правительства РБ «О заключении концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации нового выезда из Уфы на трассу М-5 «Урал» («Восточный выезд»). Данный проект проходит процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами».
«Чемодан без ручки»
За последние годы в отношении перспектив достройки транспортного коридора от федеральной трассы М-5 до проспекта Салавата Юлаева и его продолжения до трассы М-7 были высказаны сомнения со стороны целого ряда экспертов и представителей властей.