Исследование РБК: Как защитить Уфу от весеннего паводка?
В этом году Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды прогнозирует паводок на уровне 730-860 см. На сегодня уровень реки Белой у города Уфы составил 703 см, реки Уфы у поселка Шакша – 785 см.
Длина береговой линии Уфы - 180 километров. Затопление городских территорий начинается, когда уровень воды в реке Белой поднимется выше 500 см. Нижегородку топит при 700 см. Подъем еще на 50 см означает приход воды в микрорайоны Кооперативная поляна, Третья пристань, Затон. При 900 см в зону затопления могут попасть более 3,6 тысячи жилых домов с населением 13,6 тыс. человек. При уровне Уфимки свыше 950 см начинает затапливать Инорс и Шакшу.
Точных данных о размере ущерба от весенних паводков в Уфе нет, но счет может идти на сотни миллионов рублей. Так, во время летнего наводнения 2013 года, когда из-за обильных дождей в Абзелиловском и Белорецком районах республики в зону подтопления попало 1094 жилых дома, 13,5 км дорог и 14 мостов, общая сумма ущерба составила более 250 млн рублей.
Наряду с материальным, большие паводки несут еще и экологический ущерб. «Талые воды смывают в реки тонны мусора, удобрения с полей, пролитое в землю топливо и накопленные вдоль дорог твердые компоненты автомобильных выхлопов. И чем больше площадь затопления, тем больше ущерб», - говорит председатель Союза экологов РБ Александр Веселов.
Снизить уровень паводка может система водохранилищ, способных накапливать большие объемы талой воды. В республике их влияние остается весьма незначительным.
Анализ, проведенный в 2005 году, показал, что емкости трех действующих водохранилищ (Павловское, Юмагузинское, Нугушское) недостаточно для исключения подтопления застроенных районов Уфы даже для паводков 30% обеспеченности, происходящих в среднем раз в три года. По данным заместителя Министра природопользования и экологии РБ Виталия Тюра, Павловское водохранилище этой весной сможет аккумулировать только 13% объемов половодья, остальное должно пройти транзитом.
- Объем Павловского водохранилища составляет 1,4 кубокилометров, в период паводка через него проходит в среднем 5-6 кубокилометров талой воды, а в отдельные, особенно сложные годы, это показатель возрастает до 10-12 куб. км, - пояснили в эксплуатирующей Павловскую плотину и ГЭС Башкирской генерирующей компании.
По данным экспертов-гидрологов, система водохранилищ Башкортостана по своим возможностям существенно уступает соседним регионам. К примеру, Нижнекамское водохранилище в Татарстане имеет объем 2,9 кубических километров, Ириклинское в Оренбургской области 3,2 куб. км, Воткинское в Пермском крае – 9,4, а Камское - 12,2 куб. км. Это в 2-8 раз больше емкости крупнейшего в Башкортостане Павловского гидроузла.
Еще 25 лет назад были планы построить каскад из около 10 плотин, но их так и не реализовали. К вопросу вернулись несколько лет назад. В октябре 2010 года между республикой Башкортостан и компанией «РусГидро» было подписано рамочное соглашение о создании в верхнем течении реки Уфа новой Нижне-Суянской ГЭС на границе Караидельского и Аскинского районов. Полная емкость водохранилища, в зависимости от выбранной высоты плотины, задавалась в пределах 2,2-4,1 кубокилометров, полезная - 1,1-2,05 куб. км, установленная мощность гидроэлектростанции – 209-340 мегаватт. Стоимость проекта в варианте оценивалась в 21,8 миллиардов рублей. Поскольку новая плотина была запланирована выше Павловской ГЭС, благодаря увеличению напора воды энергопроизводительность последней могла возрасти в среднем на 15%, кроме того, появлялась возможность в значительно большем объеме регулировать уровень прохождения весеннего поводка в районе Уфы.
Основная причина, сдерживающая строительство новых ГЭС и водохранилищ – их дороговизна и большой срок окупаемости. К примеру, расчетный срок возврата средств, вложенных в строительство Нижне-Суянской ГЭС, за счет выработки электроэнергии оценивается как минимум в 20 лет. Что касается ущерба для экосистемы и затопления земель, то в Башкирии эксперты в целом склонны считать их не слишком существенной платой за полученные выгоды от проектов.
- Единой системы учета экологических последствий строительства водохранилищ нет, но в нашем регионе они объективно нужны из-за растущих проблем в сфере водоснабжения, - считает Александр Веселов. – Кроме того, в период маловодья в воде возрастет концентрация вредных веществ, в связи с чем важно иметь возможность регулировать речной сток.
Как показала практика, создавать емкие водохранилища с относительно небольшой площадью поверхности, а значит, и затоплений земель, в Башкирии позволяет удобный ландшафт. К примеру, в районе перспективного Нижне-Суянского гидроузла река Уфа протекает в узкой долине с крутыми склонами шириной 1-1,5 км. В результате ширина водохранилища, в случае постройки с наиболее высоким вариантом плотины, составит в среднем 0,5-1,2 км и лишь в отдельных местах – до 3-4 км, а общая площадь - максимум 287 кв. км, что в два с половиной раза меньше площади города Уфы.
При расчете экономической эффективности строительства водохранилищ и ГЭС важную роль играет сопутствующий эффект. Прежде всего, появляется возможность срезать пиковые уровни паводка, что в годы большой воды позволит предотвращать ущерб на сотни миллионов рублей. Второй момент связан с застройкой территорий, расположенных в пойме рек Белая и Уфимка. Для строительства жилых и общественных зданий в зонах подтопления, куда только в Уфе в той или иной степени попадают Затон, Инорс, Нижегородка, Шакша, Зауфимье, Забелье и целый ряд других территорий, необходима подсыпка грунта и возведение противопаводковых дамб. Создание водохранилищ позволяет гарантированно снизить уровень подтопления и сократить многомиллиардные расходы на подготовку строительных площадок. Немаловажен и экологический аспект – за 50 лет работы Павловская ГЭС выработала более 32 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, сэкономив миллионы тонн топлива и уменьшив выбросы в атмосферу. Наконец, потребность в строительстве водохранилищ связана с необходимостью создания запаса воды в периоды маловодья, что особенно сильно проявилось во время аномальной засухи 2010 года. По данным БГК, зимой 2010-2011 годов Павловское водохранилище «село» до отметки 130 метров над уровнем моря. Критическим считается уровень 128,5 метров, когда не смогут работать гидротурбины ГЭС, а отметка в 127 метров называется «мертвым объемом», при котором вода через плотину уже не идет. Последнее могло привести к серьезным трудностям в работе предприятий и снабжении населения питьевой водой.
В 2014 году в Правительстве РБ заявили о планах привлечь к строительству Нижне-Суянской ГЭС частных инвесторов на основе государственно-частного партнерства. Тогда проект оценивали уже в 27 млрд. рублей, но, как и многие начинания, требующие больших инвестиций, развития он не получил.