Какой будет главная набережная Уфы?
Конструкцию новой набережной реки Белой в Уфе обусловила большая амплитуда колебаний» уровня реки в течение года, рассказал руководитель проекта Башкирского филиала АО «Гидроремонт ВКК» ПАО «РусГидро» Арсений Муртазин. «При разработке проекта берегоукрепительных сооружений был учтен тот факт, что во время максимальных весенних паводков уровень Белой может подниматься до отметки 12 метров над нулем поста, а в годы с малоснежной зимой и жарким летом уровень уходит ниже минусовой отметки. К примеру, в маловодье осени 2010 года он опускался до минус 1,52 метров», - публикует его высказывания журнал «Уфа».
Большинство расположенных на реках крупных российский городов не имеют такой проблемы, к примеру, на Волге и Каме создан целый каскад регулирующих речной сток крупных гидроузлов, что держит уровень воды относительно стабильным. Находящееся выше Уфы Павловское водохранилище имеет небольшой объем, - всего около 1,4 кубических километра, при том, что во время паводка через него проходит до 12 куб. км. воды.
Как пояснили РБК-Уфа в администрации Уфы, реконструкция набережной Белой преследует цель, прежде всего, защитить берег от размыва. «Правый берег реки Белой в основном сложен из гипсово-известняковых пород, которые подвержены размыву, - говорится в ответе на запрос редакции. – Пойма реки в основном состоит из песчаных грунтов. Это обстоятельство является причиной водной эрозии грунтов в период прохождения паводков и их вымывания, что в конечном итоге может привести к обрушению нагорной части Уфимского полуострова».
Впервые набережная реки Белой была укреплена и благоустроена в 1970-х годах. По верхней кромке берега была проложена двухполосная автодорога, склон усилили специальными плитами, причал у Монумента Дружбы получил бетонный пирс. К началу 2010-х годов эти конструкции износились и морально устарели. Набережная – фасад Уфы при въезде в город со стороны аэропорта и федеральной трассы М-5, поэтому вопрос ее реконструкции стоял остро.
На протяжении почти десяти лет рассматривалось несколько различных проектов благоустройства и укрепления береговой черты. Например, разработанный в 2005 году компаниями Arai Architects & Raum Architects проект реконструкции набережной и Южного склона уфимского полуострова предполагал «создание современной набережной без активного выхода в русло реки, максимально прижимаясь к материку». В 2006 году он был признан независимым международным жюри лучшим градостроительным проектом России.
Работы по принятому в итоге другому проекту начались в конце 2013 года на километровом участке от памятника Салавату Юлаеву до станции «Юность». Стоимость первого этапа оценивалась в 800 млн рублей. После того как стройка подверглась серьезной критике властей и жителей (у которых создавалось впечатление «посещения морского порта или плотины ГЭС»), объемы сооружения несколько уменьшили. При этом новая набережная по прежнему вызывает неоднозначную реакцию уфимцев.
Строительство второй 2-километровой очереди от комплекса «Юность» до улицы Пугачева, включая Монумент Дружбы, оценивается в 2 млрд рублей. Благоустроенная набережная должна открыться к 2019 году и стать одним из юбилейных объектов к 100-летию Республики Башкортостан.
В администрации Уфы рассказали, при разработке проекта набережной «было проработано несколько вариантов конструкций. На основании технико-экономического обоснования был принят вариант конструктива ступенчатого типа. То есть данный вариант является «наиболее технически и экономически обоснованным с учетом рельефа местности и задач, стоящих перед объектом».
У опрошенных РБК экспертов основной вопрос вызывает размер береговых сооружений. Как пишет журнал «Уфа», для формирования дополнительных объемов и площадей произведена отсыпка свыше 125 тыс. кубометров уплотненной песчано-гравийной смеси, залито более 1,5 тыс. куб.м. высокопрочного бетона, использовано 11 тыс. тонн трубчатого шпунта. «Здесь явный перебор с объемами. Происходит сужение русла реки на всём протяжении набережной», - считает член Союза архитекторов России, автор проекта Конгресс-холла Ришат Муллагильдин.
Другой аспект вопроса связан с тем, что большие объемы береговой дамбы могут осложнить ее дальнейшую эксплуатацию. «Такие масштабные береговые сооружения наверняка будут представлять сложность с точки зрения регулярного обслуживания и проведения ремонтных работ, необходимость в которых, с учетом специфики объекта, может возникнуть достаточно быстро», - считает экс-мэр Уфы, депутат Госдумы РФ Павел Качкаев.
По словам городских властей, сейчас набережная Белой имеет далеко не законченный вид. Подрядчик строит защитное гидротехническое сооружение с элементами благоустройства, включающие в себя ограждения и покрытие горизонтальных площадок. В дальнейшем в прибрежной зоне планируется создание культурно-досугового центра, летних кафе и ресторанов, организованных мест массового отдыха, спортивных площадок, малых архитектурных форм, беговых и велодорожек.
Контракты на работы по благоустройству будут проводится через торги, то есть их могут выполнять несколько разных подрядчиков. О бюджете на эти работы пока информации нет. Конечный участок набережной у улицы Пугачева планируется сдать под благоустройство в октябре 2019 года. То есть оценить ее окончательный вид и функциональность уфимцы и гости города смогут не раньше 2020 года.
Пресс-служба правительства Башкирии в качестве комментария предоставила видеофильм о будущей набережной.