Единый улей. Пчеловодов Зауралья хотят собрать под одним брендом
Администрация Белорецкого района заявилась в фонд развития моно-городов с проектом создания коллективного бренда «Башкирский мед». Развитие пчеловодства – одно из новых направлений по уходу от монозависимости.
- Мы хотим, чтобы наш мед был известен за пределами республики, он этого заслуживает. У наших производителей, не у всех, конечно, но есть проблемы со сбытом продукции. Мы планируем объединить пчеловодов из нашего и соседних районов: Абзелиловского, Бурзянского, Архангельского и других, чтобы организовать совместный закуп и продажи под общим брендом «Башкирский мед». Предварительный разговор с участниками уже был, - рассказала заместитель главы администрации района по экономике Ирина Ручкина.
С пчеловодством чиновники увязывают появление новых рабочих мест, а также развитие туристической сферы (чтобы каждый приезжающий турист увозил минимум одну баночку меда), а также косметологических услуг (медовые массажи, обертывания и др). Но детально этот вопрос пока не прорабатывался.
Ранее в эфире телеканала «Белорецк ТВ-6» вышел сюжет с заседания местной администрации, где глава района Владислав Миронов заявил, что что к 2020 году в Белорецке должно быть создано 108 млн новых рабочих мест. Правда, чиновник сразу уточнил, что речь идет о трудоустройстве пчел, мед которых должен будет поставляться в Китай, где 1,5 миллиарда потенциальных потребителей.
- Это не совсем великая цифра. У нас на сегодняшний день в районе по данным статистики 2673 пчелосемей, в каждой из них в среднем живет от 30 до 80 тысяч пчел. Для расчета мы брали 40 тысяч. Почти 108 миллионов пчел уже реально работают в Белорецком районе, - поясняет Ирина Ручкина.
У участников рынка к инициативе пока больше вопросов.
- Сколько нужно меда, чтобы его реально было продать? В чем его закупать? Если брать не во флягах, а в банках, чтобы легко можно было проверить качество, некоторые просто не согласятся. Какой мед нужен: липовый, донниковый, цветочный? По какой цене он будет покупаться? Вопросов пока очень много. Наша пасека производит 5-10 тонн меда в год. Пока не до экспорта, хотя есть сертификат качества, дающий право продавать на территории России, в Беларуси и Казахстане. Все уходит в местные магазины, по заказам отправляем и в другие города – Москву, Петербург, Краснодар, - рассказывает один из крупнейших производителей Белорецкого района Алексей Быков.
- В первую очередь возникнут трудности экономические – кто и по каким ценам будет этот мед закупать. Во-вторых, в Башкирии давно стоит вопрос покупки собственной лаборатории для исследований качества меда на наличие сторонних примесей и антибиотиков. Без сертификации качества выйти на мировые рынки практически невозможно. И главный вопрос: нужен ли наш мед там? На трассе М5 под видом башкирского продается очень много китайского меда, который примерно втрое дешевле нашего, - говорит пчеловод из Иглинского района, общественный деятель Ильгиз Калимуллин.
Как ранее рассказывал РБК-Уфа, Роскачество опубликовало результаты лабораторного исследования 70 марок натурального меда. У части производителей выявлены нарушения – следы антибиотиков и отступления от ГОСТа. В разряд «качественных товаров» отнесен «Башкирский мед натуральный», выпускаемый уфимским ГБУ «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии». Этот мед признали «натуральным, ничем не разбавленным», однако отметили, что он содержит остатки антибиотиков группы метаболитов нитрофуранов. Применение этих препаратов не запрещено на территории России, но контролируется в странах Европейского Союза. Остальные марки попали в категорию «Товаров с нарушениями».
Вице-президент республиканской ассоциации производителей и переработчиков продукции пчеловодства Сергей Мулюков рассказывал, что в настоящее время слабо развита программа обучения пчеловодов современным способам, технологиям ухода за пчелами. Многие из них применяют антибиотики, следы которых затем обнаруживают в меде, что снижает его ценность и делает невозможным экспорт. Имеющееся в настоящее время оборудование позволяет выявить антибиотики одной-двух групп, в то время как европейские лаборатории – до 56 групп. При этом экологичность башкирского меда является главным его конкурентным преимуществом на мировом рынке, где сейчас торгуется до 30% фальсификата.
Чтобы приобрести оборудование нужны инвестиции порядка 15 млн рублей. Активисты отрасли считают, что лаборатория должна быть государственной и доступной всем пчеловодам. Проверка меда на наличие широкого спектра запрещенных веществ должна стать обязательной для всех производителей.