ФАС назвала «ненормальной» схему выделения земли застройщикам в Уфе
В региональное управление Федеральной антимонопольной службы поступает все больше обращений, связанных с деятельностью властей всех уровней. Об этом рассказала глава ведомства Зульфира Акбашева, подводя итоги работы в 2016 году. По ее словам, массовыми стали нарушения, связанные с распределением земли, а механизмы жилищного строительства в Уфе вызывают вопросы: «Повсеместно идет строительство, а объявлений о конкурсах [по распределению участков] вы на сайте администрации не найдете. Где берут землю под строительство, кто дает? Это ненормальное явление». Зульфира Акбашева рассказала о нескольких наиболее распространенных схемах появления участков под застройку: «Землю взяли под одно и тут же перепродают под другое – под строительство жилья. Либо – при разграничении муниципальных и частных земель почему-то всегда исчезает муниципальная земля, даже если соотношение – 1 гектар против 10 соток. Либо [застройщики] покупают «собачью конуру», и к ней требуют прирезать муниципальные три гектара. А мы настаиваем, чтобы и по этим трем гектарам проводился конкурс. Если появилась любая свободная земля – объявляйте конкурс».
По словам руководительницы УФАС, «стремление как-то уйти от конкурсных процедур» усилилось у чиновников всех уровней: «В разы увеличилось количество обращений, дела стали более сложными, потому что усилились лоббистские действия государства, особенно чиновников высшего ранга. Это сегодня наблюдается во всех регионах. Я такого лоббизма, давления никогда раньше не видела».
Одной из проблемных сфер с точки зрения кризиса конкурсных процедур Зульфира Акбашева называет сферу государственно-частного партнерства. Специалистов ФАС настораживает, что в орбиту ГЧП попадают объекты, близкие к большим бюджетам (в частности, по линии ФОМС), бизнес в этой ситуации требует от государства слишком многого, а государство занимает пассивную позицию. В качестве примера приводился проект по реабилитации детей-инвалидов: «Инвестор заявил, что вложит 90 млн, но потребовал не только землю, но и то, чтобы государство направляло всех пациентов к нему. А мы хотим, чтобы если даже ты получил преференции, то всё равно работал на конкурентном рынке. Вообще, у нас обычно инвестор приходит и уведомляет: я построю здесь то-то и то-то, – а надо, чтобы это была активность со стороны государства: вот участок, нам нужно здесь то-то и то-то, проводим открытый конкурс». Наиболее серьезной формой ухода от реальной конкурентности Зульфира Акбашева назвала тренд на укрупнение лотов в области госзакупок.
В 2016 году региональное управление ФАС возбудило и рассмотрело 3,3 тыс. дел и выдало 221 предупреждение. В основном предупреждения выдавались по фактам злоупотребления доминирующим положением на рынке (95) и действия или бездействия органов власти (98). В управлении ФАС отмечают, что чиновники пытаются «отменить предупреждение любой ценой», хотя никакого наказания оно само по себе не несет. Еще одна важная тенденция, наметившаяся в 2016 году: антимонопольные органы свели к минимуму меры в отношении малого бизнеса. «Мы сейчас не наказываем малый бизнес даже за картельные соглашения, потому что на государство в целом они не повлияют», – рассказала Зульфира Акбашева.
Напомним, сегодня же стало известно, что Следственный комитет провел обыски в администрации Уфы, городских управлениях жилищного строительства и земельных и имущественных отношений. В отношении городских чиновников возбуждено уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий». По версии следствия, с 2008 по 2015 год администрация договаривалась о сносе ветхих домов за счет застройщиклв, а затем на снос этих же домов выделялись бюджетные деньги.