Лента новостей
Все новости Башкортостан
Соловьев согласился встретиться с обещавшим дать ему «леща» уральцем Общество, 17:01 Кого называют андердогом: тест на знание футбольного сленга РБК и Футболер, 16:44 Суд запретил Трампу потратить $1 млрд на стену на границе с Мексикой Политика, 16:37 Украинский министр раскритиковал Зеленского за «кацапскую мову» Политика, 16:25 Замглавы УФНС по Ростовской области арестовали за превышение полномочий Общество, 16:25 Полуфинал чемпионата мира по хоккею. Россия — Финляндия. Онлайн Спорт, 16:15 «ПСЖ» продлил контракт с главным тренером Томасом Тухелем Спорт, 15:52 США передали Украине два контрбатарейных радара Политика, 15:35 3 правила от Аполлона: как правильно фотографировать на смартфон РБК Стиль и HUAWEI, 15:33 Зеленский назвал выполнение Россией решения суда ООН шагом к переговорам Политика, 15:28 Сборная России назвала состав на полуфинал ЧМ-2019 с Финляндией Спорт, 15:28 СМИ сообщали о покупке «Фиорентины» американским миллиардером Спорт, 15:13 Два человека погибли при пожаре в квартире на юге Москвы Общество, 15:10 Трамп прилетел в Японию ради встречи с императором и турнира по сумо Политика, 15:08
Уфа: проблемы и перспективы ,  
0 
Исследование РБК: Почему в Уфе весной так грязно?
Весной Уфа местами утопает в грязи. РБК-Уфа попытался разобраться, откуда она берется, и что надо делать, чтобы ее было меньше.
Фото: Олег Яровиков

Грязный метод борьбы со льдом

Одна из причин появления грязи на улицах и тротуарах Уфы – активное использование для борьбы с гололедом песко-соляной смеси. На этот сезон уфимскими коммунальщиками было заготовлено 27 тысяч тонн песка и более 2 тысяч тонн соли. Это 1800 самосвалов КамАЗ грузоподъемностью 15 тонн каждый. Кроме того, по линии УЖХ на этот сезон было заготовлено около 6 тысяч кубометров песка для обработки подходов к подъездам, въездов во дворы и придомовых территорий. Правда, в последнее время городские власти заявили о новой методике содержания дорог в холодный сезон – очистке проезжих частей до асфальта, что может уменьшить объем загрязнений. По данным администрации, сейчас экономия песчано-солевой смеси составляет примерно 40 процентов.

Сохранить дороги от загрязнения способны специальные химические реагенты, которые за счет реакции с выделением тепла плавят ледяную корку и твердый снежный наст. Объемы использования таких веществ в Уфе значительно уступают песко-соляной смеси, что связано с их высокой ценой. На этот сезон городом было заготовлено всего около 1000 тонн дорожного химреагента «Бионорд». По данным официального сайта производителя, тонна реагента стоит около 40 тысяч рублей, а цена широко распространенной технической соли колеблется от 2 до 10 тысяч рублей за тонну. По официальным данным, только в Советском районе Уфы за первый месяц этой зимы было использовано 380 тонн «Бионорда» и свыше 3000 тонн песочно-соляной смеси. Такие пропорции характерны для всего города, что ведет к неизбежному загрязнению тротуаров и дорог.

Плавильный бюджет

Значительная часть соли и песка попадает на обочины, где смешивается со снегом, который в период весеннего таяния превращается в потоки грязной воды. К этому добавляются оседающие вдоль магистралей твердые части автомобильных выхлопов, объем которых измеряется сотнями тысяч тонн в год – более 60% всех вредных выбросов в атмосферу Уфы приходится на автотранспорт.

Единственное решение этой проблемы – вывоз грязного снега с обочин на специальные снегоплавильные пункты, обычно расположенные на городских канализационных коллекторах. Принцип их работы основан на плавлении снега за счет тепла канализационных стоков, после чего талая вода отправляется на очистные сооружения, где проходит стандартный цикл комплексной очистки.

В Уфе такой пункт проектной мощностью 1,5 тысячи кубометра снега в сутки действует с 2009 года. Он располагается на улице Трамвайной, и рассчитан, в основном, на прием снега от Калининского, Орджоникидзевского и Октябрьского районов города. В последние годы сюда все более активно вывозится снег с проспекта Октября.

Однако возможности единственного в Уфе снегоплавильного пункта остаются ограниченными как в силу транспортной логистики, так и весьма высокой стоимости утилизации снега. Цена переработки кубометра снежной массы для предприятий и организаций всех форм собственности составляет 156 рублей (без НДС), что напрямую сказывается на объемах утилизации. Так, с территории Орджоникидзевского района с декабря по начало марта было вывезено 250 тысяч кубометров снега, из них 48 тысяч (около 20%) – на плавильный пункт, а остальное – на специальную свалку за Северным автовокзалом. Снег на свалке тает естественным путем, стоки попадают в окружающую среду.

Два года назад городские власти рассматривали возможность приобретения мобильных снегоплавильных пунктов, стоимостью по 2,5 млн рублей, но эти планы так и не были реализованы в жизнь.

Вопрос на миллиарды

Свой вклад в весеннее загрязнение города вносит и вода, стекающая на дороги и тротуары с оттаявших газонов. Общая протяженность дорожной сети Уфы – 1,5 тысяч километров, из которых 1380 имеют асфальтовое покрытие. И к большей части дорог вплотную прилегают газоны. Полосы асфальта, разделяющие газон и проезжую часть, появились кое-где лишь в ходе ремонтов последних лет, а на многих магистралях отсутствуют в принципе.

Теоретически проблему должна решить система ливневой канализации, однако с началом интенсивного таяния снегов дренажные трубы нередко забивает грязь и песок, что делает их практически бесполезными. Но даже если ливневка весной будет работать в штатном режиме, это мало повлияет на общую ситуацию в городе. Протяженность дренажной системы - 136 километров, что составляет лишь десятую часть потребностей дорожной сети Уфы. Во многих районах, к примеру, Сипайлово, ливневая канализация отсутствует вообще, в результате чего на дорогах появляются огромные лужи.

Для того, чтобы избавить Уфу от весенней грязи, необходимо уменьшить использование песчано-соляной смеси и заменить ее специальными реагентами, создать новые снегоплавильные пункты, модернизировать дорожную сеть и систему ливневой канализации. В комплексе все это требует больших инвестиций, которых в бюджете города нет.