УФАС Башкирии назвало долю заявлений от профессиональных жалобщиков
Около трети заявлений о нарушениях контрактного законодательства, поступающих в Башкортостанское управление ФАС, подготовлены профессиональными жалобщиками, сообщил журналистам руководитель ведомства Андрей Хомяков. Он отметил, что количество таких обращений ежегодно несколько уменьшается.
«Несмотря на то, что это профессиональные жалобщики, доводы, которые в них изложены, в 60% случаев находят свое подтверждение. Мы вынуждены констатировать нарушения заказчиками, организаторами торгов закона о контрактной системе. Иногда это более серьезные нарушения, иногда менее», — сказал Андрей Хомяков.
Изменения, которые готовятся в законодательство о контрактной системе, предусматривают запрет подавать жалобу для заявителей, не участвующих в торгах. Норма вступит в действие со следующего года и, по мнению руководителя ведомства, «будет работать».
«В чем выгода профессиональных жалобщиков? Многие компании, когда они уже выиграли аукцион, предлагают отступные за отзыв жалобы, чтобы не проходить заново процедуру подачи заявки, обычно от 100 до 200 тыс. рублей. Жалобщики же ждут, пока им предложат деньги — все поданные ими заявления содержат очень точные контактные данные», — прокомментировал в разговоре с РБК Уфа руководитель компании по сопровождению госторгов «Эксперт центр» Владимир Боксеров.
Такие компании находят незначительные ошибки в документации и подают заявление в ФАС, создавая дополнительную нагрузку на антимонопольный орган, а также затягивая исполнение контрактов, имеющих социальное значение. Вред таких компаний очевиден и бороться с ними необходимо. В то же время, отметил эксперт, необходимо детально проработать критерии отнесения жалобы к «профессиональной», чтобы не пострадали добросовестные участники торгов.
«Есть такие компании, в том числе и моя, которые пишут жалобы, преследуя интересы наших партнеров. От нас тоже поступает много жалоб, потому что мы не хотим «светить» клиентов. При этом мы не являемся профессиональными жалобщиками», — сказал он.
Как сообщал РБК Уфа, больше всего жалоб в региональное УФАС в 2021 году подала зарегистрированная в 2020 году екатеринбургская компания «Джули». На ее долю приходится 46 заявлений, что превышает 7% от общего числа жалоб. Эта организация также лидирует по числу жалоб, поданных в управления антимонопольной службы в Новосибирской и Свердловской областях. ФАС не может не принять и не рассматривать такие заявления. По данным экспертов сервиса «Контур. Сопровождение торгов», большая часть поступающих от профессиональных жалобщиков требований — не обоснована, а их цель — задержать, сорвать торги.