В Башкирии зафиксировали снижение смертности бизнеса в 2021 году
С января по ноябрь 2021 года в Башкирии было закрыто 7,8 тыс. предприятий, что на 3,5% меньше аналогичного периода прошлого года. В то же время число созданных компаний в регионе уменьшилось за год почти на четверть — за 11 месяцев было зарегистрировано 4,9 тыс. предприятий против 6,5 тыс. годом ранее. Данные приводятся в исследовании аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В целом по стране с января по ноябрь число закрывшихся предприятий сократилось на 25,9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Рынок покинули 345,7 тыс. компаний, это минимальный показатель смертности бизнеса за последние шесть лет. Авторы исследования отмечают, что в прошлом году на фоне пандемии смертность бизнеса резко выросла в середине лета и была на повышенном уровне до конца года. В январе—ноябре 2020 года число закрытых предприятий превысило число созданных на 269,7 тыс., в текущем году перевес сократился до 143,4 тыс.
Заметнее всего смертность бизнеса в 2021 году сократилась в Псковской области, Кабардино-Балкарии и Ингушетии — число ликвидированных предприятий снизилось на 67,6%, 62,7% и 62,3% соответственно. В число лидеров рейтинга также вошли Калининградская и Оренбургская области, Чувашия, Красноярский край, Якутия, Адыгея и Мордовия.
Рост закрытий бизнеса зафиксирован в 15 регионах, самый худший показатель зарегистрирован в Чукотском автономном округе, где смертность предприятий выросла на 90,9%, в Ставропольском крае — на 67,7% и в Липецкой области — на 63,8%. В число аутсайдеров также вошли Бурятия, Алтай, Карелия, Томская область, Алтайский край, Камчатка и Магаданская область.
В 2021 году основную часть закрытых компаний исключили из ЕГРЮЛ по решению налоговиков, в 62% случаев предприятия были ликвидированы из-за недостоверных сведений об учредителе, руководителе или адресе регистрации. 24% компаний налоговая признала фактическими недействующими. 12% предприятий были закрыты по инициативе собственников, 2% обанкротились, 1% — были реорганизованы.
«Основная часть закрытых компаний обладала признаками недобросовестного бизнеса и была ликвидирована по решению ФНС. Второй по численности группой являются недействующие юрлица — фактически это брошенный бизнес, прекративший свою работу еще год назад, то есть в кризисном 2020 году. К счастью, острая фаза пандемийного кризиса оказалась относительно недолгой, поэтому бизнес в целом оправился после тяжелого периода карантинных ограничений и обвалившегося потребительского спроса», — комментирует президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.
По ее словам, в ряде сфер многие предприятия пандемию не пережили, речь идет, в частности, о заведениях общепита. Сейчас на фоне восстановления потребительского спроса растут и финансовые показатели компаний, однако увеличиваются и издержки бизнеса из-за удорожания кредитов и роста инфляции, отмечает Трубникова. На бизнес влияет и тревожное ожидание новых антиковидных мер, которые могут разом изменить рыночные правила, и в таких условиях предприятиям сложнее строить долгосрочные планы развития, что делает предпринимательство более рискованным и сложным, заключает эксперт.
«Я бы сказал, что наметились некоторые позитивные сигналы (в предпринимательстве). Процесс восстановления несомненно идет, но он еще далек от завершения. Положительная динамика – здесь это скорее результат полученной привычки жить в эпоху ограничений. И теперь уже именно наработанное умение подстраиваться под текущую ситуацию. Адаптируется как бизнес, так и спрос», — прокомментировал исследование руководитель федеральных партнерских программ «Бизнес-платформы ОНФ» Петр Самойленко.
Главный аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов в разговоре с РБК Уфа отметил, что уменьшение числа закрытых предприятий в 2021 году не свидетельствует о восстановлении ситуации в предпринимательском секторе.
«Скорее то, что мы сейчас наблюдаем, это продолжение негативного эффекта в экономике от коронавирусного кризиса. Полагаю, что представленная статистика, по сути, констатирует тот факт, что ситуация в предпринимательском секторе в РФ продолжает развиваться далеко не самым позитивным образом. Учитывая, что есть некая отсрочка по быстрому ликвидированию таких бизнесов (т. е. есть условные 12 месяцев, когда бизнес может бездействовать, но числится в реестрах), то по большому счету в представленной статистике прослеживаются еще и отголоски 2020 года, а учитывая сохраняющийся негатив в наиболее привлекательных для развития бизнесов сферах экономики, выводы и по следующему году будут примерно схожими», — сказал Антонов.
Тот факт, что число новых компаний, запущенных в этом году, продолжает быть ниже, чем число закрытых, также подтверждает, что ситуация в экономике продолжает развиваться по не самому позитивному сценарию. «В целом это очевидный вывод – предпосылок для быстрого разгона этой сферы пока нет в силу дорогих кредитов и слабой покупательской активности», — добавил эксперт.