Недропользователей Башкирии обязали возместить ₽1,5 млрд ущерба
Компании, добывающие полезные ископаемые в Башкирии, с 2021 года проиграли иски на 1,5 млрд руб. о возмещении ущерба. Об этом сообщил руководитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Роман Болотов. Он принял участие в заседании межведомственной комиссии Башкирии по вопросам деятельности недропользователей, которое провели руководитель Роснедр Олег Казанов и глава РБ Радий Хабиров.
«С 2021 года мы выиграли суды на 1,49 млрд руб., ряд судебных разбирательств еще идет. Также мы подали 37 исков о рекультивации земель, 14 из них уже выиграли», — рассказал Болотов.
В 2024 году Росприроднадзор провел 166 контрольно-надзорных мероприятий на территории республики и выявил 137 нарушений. В отношении 17 недропользователей материалы передали в Роснедра для досрочного прекращения лицензий. В некоторых случаях пришлось обращаться в правоохранительные органы, возбуждено несколько уголовных дел, добавил Роман Болотов.
Как рассказал глава республики Радий Хабиров, на сегодня в Башкирии действуют 642 федеральные лицензии на добычу полезных ископаемых. А по разнообразию видов подземных ресурсов республика лидирует в Приволжском федеральном округе. В 2021 году республика одной из первых создала межведомственную комиссию по недропользованию, так как активная добыча создает повышенные риски для жителей и экологии.
«Недропользователи, которые не планируют проводить рекультивацию, до окончания срока лицензии намеренно банкротятся, переоформляют имущество и, по сути, исчезают. А развороченные земли остаются жителям и муниципалитетам, у которых нет средств на проведение дорогостоящих работ по рекультивации», — посетовал Хабиров.
Одно из решений межведомственной комиссии РБ — полный запрет на выдачу новых лицензий для геологического изучения в районах Зауралья, в том числе на добычу россыпного золота. Мораторий будет действовать до конца 2028 года. В то же время власти республики не хотят идти лишь по пути запретов. Нужно найти баланс между интересами бизнеса и местных жителей, заявил Хабиров. Он предложил разработать «приемлемую процедуру предварительного согласования лицензионных участков» с учетом всех рисков.
Руководитель Роснедр похвалил работу региональной межведомственной комиссии. Он поддержал предложение о необходимости создания прозрачной процедуры согласования лицензий на добычу полезных ископаемых.
«При обращении к нам в большинстве случаев учитывается позиция региона — наличие планов по созданию особо охраняемых природных территорий, культурных объектов, а также возможные угрозы здоровью жителей. В этом случае лицензия не выдается или выдается с жесткими ограничениями», — сказал Олег Казанов.
Глава Минэкологии республики Нияз Фазылов предложил отменить мораторий на проверки бизнеса в части недропользователей. Эту же идею в январе 2024 года высказывал депутат Госдумы от Башкирии Зариф Байгускаров.
В министерстве также вернулись к идее создания специального рекультивационного фонда. Он будет формироваться за счет взносов самих недропользователей, а если какая-то компания оставит после себя нарушенные почвы, предполагается, что их восстановят из средств фонда. Как сообщал РБК Уфа, эту идею высказывали в Ассоциации недропользователей республики еще в 2021 году, но фонд до сих не появился.
Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов в разговоре с РБК Уфа назвал отмену моратория на проверки недропользователей необходимой мерой.
«Мораторий создал “серую зону” для недобросовестных компаний, маскирующихся под малый бизнес, позволяя им уклоняться от контроля. Отмена поможет выявить нарушителей, но ключевое, чтобы проверки были адресными (по жалобам, данным мониторинга) и не превратились в тотальный пресс для добросовестного малого бизнеса. Без контроля навести порядок невозможно», — говорит Денисов.
Эксперт также поддержал идею создания рекультивационного фонда, однако для этого нужен прозрачный механизм формирования, управления и расходования средств.
Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров, напротив, считает, что предложенные меры являются недостаточными и отчасти ошибочными. Отмена моратория на проверки малого бизнеса в сфере недропользования сама по себе не решит проблему, так как ключевая сложность — не в отсутствии проверок, а в их низкой эффективности, слабом контроле после выдачи лицензий и недостаточных ресурсах надзорных органов для постоянного мониторинга, говорит эксперт.
«Нужны не разовые рейды, а системная работа с применением технологий дистанционного контроля и жесткими санкциями за сокрытие реальных масштабов добычи. Идея рекультивационного фонда, безусловно, правильная и давно назревшая — она должна стать финансовой гарантией восстановления земель, особенно при банкротстве недропользователя. Но ее реализуемость под большим вопросом, так как с 2021 года проект буксует из-за отсутствия четкого механизма формирования фонда, управления им и прозрачности расходования средств. Без законодательного закрепления на федеральном уровне и детально проработанной схемы этот фонд рискует остаться благим намерением, а не реальным инструментом экологической защиты. Властям необходимо сосредоточиться на создании работающей системы гарантий и профилактике нарушений, а не только на карательных мерах», — сказал Жаров.