Аналитики оценили число неучтенных сотрудников в Башкирии
Налоги с зарплат не платят 518 тысяч жителей Башкирии, или 27,9% рабочей силы в возрасте 15 лет и старше. Для России цифра составляет 13 млн человек (18%). Это следует из статистики рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (входит в медиахолдинг РБК).
Потери бюджетной системы страны из-за неформальной занятости составляют около 3 трлн руб. ежегодно, сообщили экономисты агентства в своем аналитическом исследовании «Невидимые граждане». Речь идет почти о 3% ВВП, четверть зарплат россиян невидимы государству. Выводы были сделаны на основе сравнения данных ФНС и Росстата.
Росстат регулярно обследует крупные и средние предприятия, а малый и микробизнес, индивидуальных предпринимателей и самозанятых — значительно реже, сказали РБК в Росстате.
Если каждый неформально занятый получает среднюю для своего региона зарплату, недополученный доход бюджетов всех уровней составляет около 3 трлн руб. — 0,9 трлн руб. доходов от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ) и 2 трлн руб. страховых взносов во внебюджетные фонды, оценили экономисты.
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в прошлом году в Башкирии, по данным Башстата, была равна 33 752,8 рублей, следовательно, недополученный доход бюджетов всех уровней за год составляет около 90,7 млн руб. — 27,3 млн рублей доходов от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ) и 63,4 млн рублей страховых взносов во внебюджетные фонды.
По данным налоговой службы, которые использовало в своем исследовании агентство, платят налоги 1,3 млн жителей республики, Росстат же оценивает число работающих в 1,9 млн человек.
Эта разница максимальна в Дагестане (861 человек). Если составлять список по абсолютному значению, то Башкирия будет пятым регионом после Московской области (702 человека), Краснодарского края (695 человек) и Ростовской области (581 человек).
НКР построили рейтинг по доле неучтенных тружеников, в котором также лидирует Дагестан, далее следуют Чечня и Кабардино-Балкария. Башкортостан располагается на девятнадцатом месте.
Ликвидация теневой занятости позволила бы снизить ставку НДФЛ с 13% до 11%, практически не изменив при этом совокупный объем сборов НДФЛ в абсолютном выражении, следует из оценок НКР.
Но вывод этих лиц из налоговой тени не представляется возможным в силу специфики их деятельности, делают вывод экономисты. Они считают, что основная масса таких работников сконцентрирована в сферах услуг, ремонта и мелкого производства.
«Государство не располагает ни стимулами для добровольной легализации подобного рода доходов, ни мерами административного воздействия на данную категорию граждан, а любые попытки установить контроль над выплатами через банковскую систему приведут к «обналичиванию» всех расчетов в этой сфере», — поясняют они.