Как коронавирус повлияет на стоимость автомобилей в Башкирии
Вслед за всплеском покупательской активности и ростом продаж на автомобильном рынке Башкирии ожидаются существенный спад спроса и повышение цен. О влиянии угрозы коронавируса и изменения курсов валют — в материале РБК Уфа.
Первый квартал завершается с ростом
Рост продаж на 13% прогнозируют по итогам первого квартала в автоцентре «Арт-моторс» (дилер «Мерседес-бенц»): 67 автомобилей против 59 в январе-марте 2019 года, что объясняется прежде всего заключенными ранее договорами, сообщил РБК Уфа представитель компании Андрей Шмергельский.
20-процентное увеличение продаж на рынке Башкирии ожидают в первом квартале в банке «Русфинанс». Повышенный спрос здесь связывают в первую очередь с возобновлением 1 января 2020 года действия льготных программ кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
«Мы также отмечаем рост продаж кредитов для покупки премиальных автомобилей и в сегменте с пробегом. Это связано, скорее всего, с тем, что автолюбители стремятся оперативно купить автомобиль, ожидая роста цен из-за волатильности на рынках», — рассказала РБК Уфа директор Уральского округа региональной сети банка Елена Гердт, подчеркнув, что сейчас ставки по автокредитам находятся на минимальном за последние несколько лет уровне.
«Колебания валют подстегивают потребителей успеть приобрести автомобили по старым ценам и пока еще действующим минимальным кредитным ставкам», — отметил руководитель сети дилерских центров «Башавтоком» Евгений Астафуров.
По его мнению, экстренно приобретать автомобиль имеет смысл только если в планах была смена-покупка авто в течение ближайшего года.
«Вы точно не прогадаете, если купите автомобиль сейчас: цены не изменились, поскольку речь идет, в основном, об имеющихся на складах машинах», — рассказали в салоне «Тойота-центр».
Стоимость автомобилей будет расти
В более долгосрочной перспективе стоимость автомобилей будет меняться в сторону повышения, сходятся во мнении специалисты.
«Цены будут увеличиваться пропорционально росту валют, — говорит Евгений Астафуров. — Ряд производителей уже сейчас начали поднимать стоимость, но пока это происходит без резких рывков, маленькими шажками».
Автомобили бюджетного и среднего классов будут дорожать постепенно, на премиальный сегмент рост будет более ощутим, считает автоэксперт Айрат Шарипов.
«Независимо от наличия складских запасов, которые не подвержены изменению стоимости, думаю, цены будут меняться ежеквартально», — говорит эксперт.
Так, в «Тойота-центре» с апреля ожидают повышения примерно на 1,5%. Кроме того, не исключена отмена ряда акций – например, покупка по трейд-ин.
В автоцентре «Керг-Уфа» (дилер «Фольксваген») сообщили, что небольшое подорожание было еще в середине марта, а в апреле вновь ожидается рост.
«Автомобили, которые есть в наличии, дорожать не будут», — заверили в автосалоне, отметив, что «завод в Калуге еще работает».
Забронировать за собой автомобиль по старым ценам предлагают и в дилерском центре «Тан-авто» («Пежо»).
«Наши автомобили французской сборки. В наличии на складе есть остатки, что будет потом — сложно сказать, но перебоев в поставках не избежать, учитывая, что производство во Франции приостановлено», — рассказали в салоне.
Какие марки могут уйти с рынка
Наиболее существенным удар будет по объемообразующим маркам – тем, которые количественно больше всего продают в России, считает Андрей Шмергельский.
«Для них такие изменения проблемны ввиду логистики поставок и остановки производств по миру. Есть марки, в производстве которых задействованы пять континентов», — отмечает эксперт.
«В кризис 2014 года с рынка ушли «Опель» и «Шевроле», — напомнил Айрат Шарипов. — Они просто не справились с изменениями, цены подскочили на 30-40%, конкурировать на рынке стало невозможно».
В то же время дефицит автомобилей маловероятен из-за параллельного сокращения спроса на автомобили, вызванного снижением покупательской способности граждан.
«На рынках происходит активное падение спроса на авто, Башкортостан — не исключение. По некоторым регионам снижение уже больше 18%. Стоимость автомобилей при этом будет существенно расти — минимум на 12-15%», — считает автоюрист Николай Костенко.
Судьба отечественного автопрома
Закрытие границ вряд ли станет драйвером для отечественного автопрома, отмечают эксперты РБК Уфа.
«В настоящее время это довольно размытое понятие — практически у всех марок из топ-10 по продажам высокая локализация сборки и большая часть автомобилей выходит на рынок с российскими вин-кодами», — отметил Евгений Астафуров.
«Понятия отечественного автопрома нет: он напрямую зависит от импортных поставок деталей, — говорит Андрей Шмергельский. — А драйвером для его развития могут стать разве что прямые субсидии».
Перспективы рынка автомобилей с пробегом
Что оживится — так это внутренний рынок автомобилей с пробегом. Но и здесь подорожания не избежать.
«И до этого был долгосрочный тренд на рост продаж подержанных авто, сейчас он только закрепится», — говорит Андрей Шмергельский.
«Вслед за новыми в течение месяца-двух вырастут и цены на автомобили с пробегом. Здесь стоимость также будет увеличиваться пропорционально росту валют», — считает Евгений Астафуров.
Что ждет автодилеров
Угроза бизнесу существует, признают эксперты и прогнозируют три возможных сценария развития событий.
По оптимистичному — салоны продолжат работать в штатном режиме, «хотя закрытие европейских и азиатских заводов в любом случае их коснется в виде дефицита запасных частей для конвейеров заводов и послепродажного обслуживания», считает Евгений Астафуров.
Самый пессимистичный сценарий предполагает полное закрытие всех дилерских центров на карантин, как это уже произошло в европейских странах — например, во Франции и Италии.
Наиболее реалистичным представляется вариант частичного закрытия дилерских центров, посменной работы фронт-офиса и переход большей части бэк-офиса на удаленную работу.
«Некоторые марки в Башкортостане представлены несколькими центрами, возможно, кому-то придется ужаться: предложение может не соответствовать спросу или же, наоборот, будут проблемы с поставками», — отмечает представитель «Арт-моторс» .
Автостраховщики обещают плавную корректировку тарифов
Автостраховщики пока очень осторожны в прогнозах из-за неопределенности на глобальном авторынке.
«Как мировые автоконцерны отреагируют на перебои с поставками комплектующих из Китая, будет ясно только через несколько месяцев, когда начнут иссякать складские запасы, а ведь эти факторы, как и валютные риски, входят в расчет тарифов по добровольному автострахованию», — рассказал РБК Уфа директор филиала «Росгосстраха» в Башкортостане Юрий Шпизель, заверив, что при необходимости корректировка тарифов будет происходить «плавно».
Как сообщал ранее РБК Уфа, по итогам 2019 года почти две трети объема авторынка Башкортостана сформировано за счет четырех марок: LADA, KIA, Renault и Hyundai.