Росприроднадзор пытается взыскать ₽13 млн за свалку на берегу реки Уфы
Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора пытается взыскать с уфимской компании «Транслидер» 12,9 млн руб. за свалку строительного мусора на берегу реки Уфы. Судебная тяжба продолжается с 2020 года. Надзорное ведомство уже проиграло дело в двух инстанциях, иск вернули на повторное рассмотрение. Арбитражный суд Башкирии снова отказал в удовлетворении требований Росприроднадзора. Сейчас ведомство подало апелляционную жалобу на решение.
Началось все с того, что в мае 2020 года житель Сипайлово обратился в природоохранную прокуратуру с жалобой на свалку строительного мусора на берегу реки Уфы на улице Жукова, возле торгового центра «Максидом». Информацию передали Росприроднадзору. Инспекторы выехали на место и увидели, что два трактора перемещают куски бетона, кирпича, битое стекло, металлическую арматуру и прочий мусор примерно в 150 метрах от линии воды.
«Общество “Транслидер” выполняло работы по перевозке строительных отходов пятого класса опасности по договору с обществом “Технология рециклинга”. Управлением Росприроднадзора по РБ произведен расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, который составил 12 943 899 руб. Соответствующее требование об оплате добровольно суммы ущерба направлено в адрес общества “Транслидер”, однако было оставлено без ответа», — говорится в определении суда.
Тогда Росприроднадзор обратился с иском к компании. Однако суды установили, что инспекторы Росприроднадзора отбирали пробы с нарушениями и теперь невозможно достоверно установить, где были взяты те или иные образцы. Кроме того, истец не смог доказать, что компания «Транслидер» именно складировала отходы на берегу реки, а не просто перевозила их с места на место.
Адвокат, старший юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Шварц и Партнеры» Кирилл Катков считает, что выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении иска Росприроднадзора, представляются убедительными.
«Требования к оформлению отбора проб почв, в частности, о необходимости отражения в протоколе информации о способе отбора, количестве проб, их массе и прочее, призваны обеспечить возможность проверки соблюдения специалистами порядка отбора проб. Соблюдение порядка, в свою очередь, является залогом правильного установления концентрации загрязняющих веществ в почве. Если в протоколах отбора указанная информация отсутствует, невозможно проверить, был ли соблюден порядок отбора, а значит, нельзя признать результаты отбора достоверными. Для удовлетворения иска о взыскании вреда, нанесенного почвам, заявителю надлежало доказать факт наличия в почве загрязняющих веществ», — сказал Катков.
Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров приводит в пример прецедент автопроизводителя «ГАЗ», который тоже судился с Росприроднадзором из-за загрязнения почвы промышленными отходами. Тогда тяжба дошла до Верховного суда. Основной аргумент компании о том, что инспекторы Росприроднадзора нарушили процедуру отбора проб, был отклонен главным образом потому, что во время отбора проб претензий со стороны представителей компании не было.
«Ни при проведении отбора проб, ни в период проведения лабораторных испытаний каких-либо замечаний от ПАО “ГАЗ” не поступало. Это стало основным доводом управления Росприроднадзора. Процедура производилась должностным лицом управления, специалистами аккредитованной лаборатории в присутствии представителя ПАО “ГАЗ”, который подписал протоколы отбора без претензий. Этот момент и лишил их шанса на успех в суде. Мораль: внимательно относитесь к проверке и не подписывайте протоколы отбора проб, если не уверены в правильности проведения процедуры. Это даст шанс вашему предприятию оспорить предписания по результатам проверки в суде», — сказал Жаров.
ООО «Транслидер» зарегистрировано в 2017 году в Уфе. Компания занимается оказанием транспортных услуг. В частности, предприятие получало муниципальные заказы на вывоз снега, собранного на улицах города. Организация подконтрольна Дмитрию Иванову, он же является директором. По итогам 2022 года выручка «Транслидера» составила 64 млн, а чистый убыток — 3,8 млн руб.