В Башкирии коллекторов и МФО за год оштрафовали на 6,4 млн рублей
В 2022 году в Башкирии было возбуждено 168 административных дел за нарушения при возврате просроченной задолженности, сумма назначенных по ним штрафов составила 6,39 млн рублей. Об этом сообщили в главном управлении ФССП РФ по Башкирии.
Годом ранее по таким нарушениям в регионе возбудили 118 дел, кредиторов и коллекторов оштрафовали на 4,8 млн рублей, таким образом, сумма штрафов выросла на 33% за год. В 2020 году приставы выявили 80 нарушений, коллекторов и МФО оштрафовали на 2,5 млн рублей, за два года число административных дел выросло более чем вдвое, а сумма штрафов — в 2,5 раза.
Большинство нарушений в 2022 году были выявлены в деятельности микрофинансовых организаций — из 168 протоколов в 2022 году 142 были составлены в отношении МФО. 19 дел касались работы кредитных учреждений, пять — профессиональных коллекторских агентств, два протокола составили в отношении лиц, незаконно осуществляющих деятельность по возврату просрочки.
Контролирует работу коллекторов созданный в 2017 году профильный отдел, в прошлом году к специалистам поступило 1,1 тыс. жалоб от граждан, из них рассмотрено 1,06 тыс. обращений. В рамках 139 из них доводы заявителей признали обоснованными.
Число поступивших к приставам жалоб за год выросло на 34%. Как сообщал РБК Уфа, в 2021 году в ФССП поступило 816 жалоб от физлиц на неправомерные действия при возврате просрочки. В 2021 году таких обращений было 560, таким образом, за два года число жалоб выросло практически вдвое.
Самыми распространенными нарушениями годом ранее стали превышение количества установленных законом уведомлений от кредиторов и коллекторов, введение должников в заблуждение о последствиях неуплаты долга и оказание ими психологического давления.
Директор департамента финансовой грамотности АНО «Финцентр РБ» Гульназ Абузарова отметила, что сам факт жалоб населения является свидетельством финансово грамотного поведения.
«Одна из составляющих финансовой грамотности — это умение защищать свои права. Поэтому сам факт того, что потребители финансовых услуг понимают, куда и с какими вопросами обращаться с жалобами на нарушение своих прав и за их защитой, действительно может свидетельствовать о росте уровня финансовой грамотности населения. Люди обращаются за защитой финансовых прав в конкретные органы: Банк России, к финансовому уполномоченному, в Роспотребнадзор, ФССП, ФАС — а не просто пишут жалобы в комментариях в соцсетях. Недавний замер уровня финансовой грамотности жителей Башкирии (исследование НАФИ, декабрь 2022 г.) также подтверждает: 64% жителей демонстрируют средний или высокий уровень финансовой грамотности. И этот уровень неуклонно растет: в 2018 году эта доля составляла 59%», — говорит эксперт.
При этом, по словам Гульназ Абузаровой, на объем обращений граждан в надзорные и регулирующие органы влияют и другие факторы. К примеру, в прошлом году рост числа жалоб в Банк России в значительной степени произошел за счет обращений, связанных с санкционной тематикой, когда потребители столкнулись с ограничениями на фондовом и валютном рынках.
«Одновременно с этим не стоит отрицать, что на рост обращений оказывает влияние и недобросовестная деятельность отдельных участников финрынка», — отметила она.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.