Уфа вошла в число городов-лидеров по обеспеченности ТЦ
Уфа вошла в число городов-лидеров по обеспеченности торговыми площадями, следует из опубликованного РБК-Недвижимость исследования аналитиков консалтинговой группы SRG. Столица республики заняла 10-е место в рейтинге, в городе на 1 тыс. жителей приходится 523 торговых «квадрата». Исследование включает 14 городов-миллионников, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, и 14 городов с населением менее 1 млн человек и с наибольшим предложением качественных торговых площадей.
Первое место по обеспеченности торговыми площадями заняла Тюмень, где на 1 тыс. жителей приходится 1,66 тыс. кв. м. На второй строчке разместился Краснодар (910 кв. м), на третьей — Иваново (899 кв. м). В десятку лидеров также вошли Самара, Екатеринбург, Барнаул, Сургут, Оренбург, Иркутск и Нижний Новгород.
Совокупная площадь качественных торговых площадей оказалась выше всего в Самаре (1,36 млн кв. м), Екатеринбурге (1,35 млн кв. м) и Краснодаре (1,095 млн кв. м). Среди городов с населением менее 1 млн человек по данному показателю лидером стала Тюмень (872,6 тыс. кв. м). В 2021 году в городах, вошедших в исследование группы, построено более 500 тыс. кв. м торговых площадей, что вдвое больше показателей 2020 года. В 2022 году ввод новых ТЦ в миллионниках не запланирован, исключение составит только ТРЦ «Алабинский» в Самаре.
Авторы исследования отмечают, что в последнее время девелоперы торговых центров чаще стали отдавать предпочтение городам с населением менее миллиона жителей. На новые объекты в таких регионах приходится около 70% от общего объема нового предложения в целом по стране, говорит руководитель направления «Недвижимость» ГК SRG Максим Гончаров.
Средняя стоимость «квадрата» торговой недвижимости выше всего в Казани (94 тыс. рублей), Тюмени (67 тыс. рублей) и Перми (59 тыс. рублей). Максимальную цену 1 кв. м таких площадей зафиксировали в столице Татарстана (121 тыс. рублей), во Владимире (120 тыс.) и в Перми (105 тыс. рублей). Аренда торговых площадей оказалась выше всего в Иркутске (18,8 тыс. рублей за «квадрат» в год), Перми (16 тыс.) и Саранске (15 тыс. рублей).
Кандидат экономических наук, доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Дарья Швандар в разговоре с РБК Уфа отметила, что инвесторы вкладывают средства в строительство и запуск торговых площадей в крупных городах в надежде на быструю окупаемость инвестиций за счет эффекта масштаба объема продаж.
«Ряд крупных городов исследования являются промышленными центрами, что, конечно же, влияет на уровень платежеспособного спроса населения. Уровень жизни в таких городах достаточно высокий, чтобы сформировать стабильные потребности не только в товарах, но и услугах, в том числе досуговых. Таким образом, качественные торговые центры обеспечивают максимальное удовлетворение потребностей населения этих городов. Тем не менее в практике крупных городов есть примеры, когда жители отказывались от строительства торговых центров в пользу уличной торговли на рынках и ярмарках. Основной причиной таких предпочтений становятся традиции потребления в определенном населенном пункте. Поэтому учет мнения жителей при решении строительства нового ТЦ должен быть обязательным», — отметила Дарья Швандар.