Власти Башкирии не исключают возможного удорожания первой платной дороги
Вице-премьер правительства Башкирии Ильяс Муниров, курирующий дорожное хозяйство, прокомментировал скандал вокруг проекта строительства трассы Стерлитамак – Кага – Магнитогорск – первой платной автодороги в регионе и первого опыта концессии в сфере дорожного строительства. По его словам, властями Башкирии «всё было сделано в рамках законодательства», и правительство продолжает настаивать на строительстве дороги победителем конкурса. Ранее Федеральная антимонопольная служба не только отменила результаты конкурса, но и предположила, что осуществлённая в Башкирии схема в принципе «больше похожа на имитацию концессии»: такую точку зрения высказал глава ФАС Игорь Артемьев. Эта позиция ведомства поставила под угрозу еще шестнадцать аналогичных проектов концессий в разных регионах России, поэтому ситуацию взял под контроль первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов.
Отвечая на вопросы о дальнейшей судьбе проекта, Ильяс Муниров рассказал, что модель концессии «мы [правительство] отрабатывали полтора года, привлекли Внешэкономбанк, который единственный был в России уполномочен готовить структуру проектов государственно-частного партнерства». Вице-премьер не сомневается, что проект будет реализован, конкурс в том виде, в котором он состоялся, «был выгоден Республике Башкортостан», и не исключил удорожания проекта, если суд обяжет власти Башкирии организовывать конкурс повторно. «Первый конкурс прошел на снижение», – напомнил он (победитель конкурса – «Башкирдорстрой» – понизил в процессе аукциона бюджет проекта с 15 до 12 млрд рублей), но повторно такого снижения может и не быть.
Напомним, 170-километровая дорога Стерлитамак – Кага – Магнитогорск стратегически важна как часть будущей скоростной трассы из Европы в Китай. Проект должен строиться по концессионной схеме, при которой вложения регионального бюджета первоначально составили бы 8 млрд рублей. Победитель конкурса – «Башкирдорстрой» – был объявлен в начале января (в конкурсе было пять участников), однако его результаты были отменены ФАС. Антимонопольная служба считает, что ситуация, при которой «затраты концессионера планируется вернуть из поступлений в Дорожный фонд и сборов системы «Платон» (цитата по газете «Коммерстант»), не может считаться полноценной формой государственно-частного партнерства. Ильяс Муниров, настаивая на справедливости этой схемы, подчеркивает, что «рассчитываться мы будем не теми деньгами, которые у нас есть. Нет этого в бюджете. Появятся налоги от этого дороги – и появятся деньги от нее. Из них мы рассчитаемся с концессионерами».
Точку в споре ФАС и правительства должен поставить суд, первое заседание которого состоится 7 апреля в Москве по иску госкомтранса Башкирии. Ситуацию взяло на контроль правительство России, в котором будет сформирована рабочая группа по концессиям. По данным СМИ, если ФАС России предъявит аналогичные претензии к другим концессионным соглашениям, схожим с башкирским, то могут отмениться проекты, суммарный бюджет которых 270 млрд рублей. Из письма главы Башкирии Рустэма Хамитова к руководителю ФАС Игорю Артемьеву известно, что власти региона опасаются за судьбу других концессионных проектов – строительство нового корпуса онкологического диспансера и Восточного выезда из Уфы (РБК-Уфа неоднократно писал об этом объекте).
Комментируя возможные угрозы для концессии по Восточному выезду, Ильяс Муниров сказал, что «всё идёт по графику» и концессионное соглашение будет подписано только в мае. Правительство Башкирии ожидает, что до этого времени позиции ФАС и правительства России по тому, какими должны быть концессионные схемы, будут согласованы.