Поставщик топлива и битума взыскал с «Башкиравтодора» ₽270 млн
Уфимская компания «Аквамак-Процессинг» предпринимателя Олега Макаренко выиграла иск к государственному АО «Башкиравтодор». Арбитражный суд Башкирии постановил выплатить истцу 269,7 млн руб. задолженности по четырем договорам поставки и оказания услуг. Контракты были заключены в 2021–2023 годах.
Как следует из материалов дела, «Аквамак-Процессинг» поставлял «Башкиравтодору» дорожный битум и дизельное топливо. Госкомпания получала товар, но расплачивалась за него лишь частично. В 2023 году поставщик потребовал от дорожно-строительного предприятия погасить долги в досудебном порядке. Не дождавшись оплаты, компания в феврале 2024 года подала иск в Арбитраж.
В ходе рассмотрения дела суд принимал обеспечительные меры в виде ареста счетов и имущества «Башкиравтодора» на всю сумму иска. Арбитраж в качестве исключения постановил «обратить решение суда к немедленному исполнению». Это значит, что, в отличие от обычной процедуры, «Башкиравтодор» должен выплатить всю сумму взыскания сразу, не дожидаясь вступления решения суда первой инстанции в силу в течение месяца или рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Это было сделано по ходатайству истца. «Аквамак-Процессинг» ссылался на то, что выполняет контракты с Минобороны РФ и сейчас из-за нехватки оборотных средств может сорвать государственный оборонный заказ.
«Предметом контрактов является поставка мазута для теплогенерирующих объектов Министерства обороны России. В результате нарушений ответчиком обязательств по оплате товара у истца сложилась тяжелая финансово-экономической ситуация. Вместе с тем заключенные государственные контракты с ФГБУ “ЦЖКУ” Минобороны России не предусматривают авансовых платежей, приобретение топочного мазута истец осуществляет за счет собственных средств. В настоящее время финансовые возможности ООО “Аквамак-Процессинг” полностью исчерпаны и возникла реальная угроза остановки исполнения государственного оборонного заказа», — говорится в постановлении суда.
Если апелляционный суд отменит решение первой инстанции, то «Аквамак-Процессинг» вернет средства «Башкиравтодору».
Адвокат, партнер коллегии адвокатов «Смоленка 33» Елена Менде сообщила РБК Уфа, что практика приведения решения в исполнение немедленно встречается довольно редко. В таких случаях истец должен доказать суду, что имеются особые обстоятельства, требующие безотлагательного исполнения. Кроме того, истец должен предоставить обеспечение — банковскую гарантию или внести средства на депозит суда.
«Чаще всего суды применяют данную меру в спорах с прямым или косвенным государственным участием, а также принимают во внимание длительность нарушений, необходимость исполнения госзаказа и гособоронзаказа, срочность реализации государственных проектов. В случае, если “Аквамак” не сможет получить взысканную сумму в порядке исполнительного производства, то следующим шагом является банкротство должника. Вместе с тем, есть основания предполагать, что в данном случае приставы проявят больше активности, чем обычно, с учетом того, что “Аквамак” является участником гособоронзаказа и нуждается в средствах для его выполнения», — говорит Елена Менде.
При этом эксперт считает, что вероятность банкротства «Башкиравтодора» в первой половине 2024 года маловероятна. Скорее всего, обоснованность заявления о признании должника банкротом будет рассмотрена лишь в следующем году, говорит юрист.
ООО «Аквамак-Процессинг» зарегистрировано в Уфе в 2005 году. Владельцем и гендиректором предприятия выступает Олег Макаренко. Ему же принадлежат ООО «Автолидер-Центр», «Автолидер-Сервис», «Клиника глазных болезней» и ряд других компаний. В 2022 году «Аквамак-Процессинг» называли новым генеральным спонсором футбольного клуба «Уфа». Выручка организации в прошлом году составила 3,1 млрд, а чистая прибыль — 1,2 млн руб.
Как сообщал РБК Уфа, АО «Башкиравтодор» ранее отчиталось о рекордном убытке за 2023 год — 4,1 млрд руб. Минземимущество Башкирии объяснило ухудшение финансового состояния госкомпании убытками по контракту на строительство дороги Бирск — Тастуба — Сатка и ростом цен на стройматериалы. Позже ситуацию на предприятии прокомментировал глава Башкирии Радий Хабиров. Он заявил, что власти региона рассматривают возможность финансового оздоровления крупнейшего дорожно-строительного подрядчика с привлечением инвестора.