«Салаватстекло» отчиталось о росте прибыли в полтора раза
АО «Салаватстекло» по итогам трех кварталов 2020 года получило чистую прибыль в размере 2,2 млрд рублей, она увеличилась на 51,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (1,4 млрд рублей). Это следует из квартального отчета эмитента.
При этом выручка изменилась не столь значительно: она выросла на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (6,2 млрд рублей) и стала равна 6,7 млрд рублей.
Себестоимость также не удалось сократить. Наблюдался ее рост на 6,2% с 4 млрд до 4,2 млрд рублей. На прибыль положительно повлиял рост прочих доходов (с 1,2 млрд рублей до 3,7 млрд рублей, их структура не раскрывается).
Величина основных средств незначительно уменьшилась (-2,4%), на начало октября она составляла 2,85 млрд рублей.
Дебиторская задолженность выросла почти в три раза до 1,2 млрд (на 179,3%). Денежные средства — 6,2 млрд рублей — увеличились за девять месяцев на 2,5 млрд рублей, что соответствует 65,4%. Они составляют больше трети активов — 38,3%.
Кредиторская задолженность не изменилась и равна 861,3 млн рублей. Сумма долгосрочных заемных средств упала на 9,3% до 1,5 млрд рублей, краткосрочные кредиты у предприятия отсутствуют. Балансовая стоимость имущества по состоянию на 30 сентября 2020 года была равна 16,3 млрд рублей, величина уставного капитала — 49,8 млрд рублей.
Как ранее сообщал РБК Уфа, экспертный совет Фонда развития промышленности России одобрил предприятию целевой заем в размере 499 млн рублей «Салаватстеклу» на увеличение производства высокомарочного листового стекла, применяемого в строительстве, производстве мебели и автопроме.
По данным списка аффилированных лиц 30 сентября 2020 года, 74,9999 % уставного капитала принадлежит ООО «Компания РИА» Радика Султанова.
Как прокомментировал РБК Уфа аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов, компания влияет не только на макроэкономический ландшафт региона, но и страны в целом, поскольку держит четверть стекольного рынка и 70% всех продаж силиката натрия (промежуточное сырье для изготовления стекла). «Учитывая годовую выручку в размере 8,5 млрд, можно сказать, что «Салаватстекло» формирует порядка 0,5% промышленного потенциала региона и порядка 13% потенциала Салавата», — сказал эксперт.
На вопрос о внушительной денежной составляющей в структуре активов баланса Емельянов высказал мнение, что как правило, подобная картина больше характерна для убыточных стартапов и IT-сервисов, у которых запас ликвидности — это средства ключевых инвесторов, которые они медленно тратят в надежде однажды выйти в плюс. Для состоявшихся компаний более характерно иметь более 90% активов в обороте и в виде вложений в инфраструктуру своего бизнеса, считает он.
«Бывают редкие исключения. В России самый известный пример это загадочная компания «Сургутнефтегаз», чья стратегия является абсолютной тайной для инвесторов. У нее 70% оборотных активов и 20% вообще всех активов находится в виде денежных средств и депозитов, причем строго в долларах. И такая картина наблюдается десятки лет. Есть мнение, что это стратегический резерв ключевых акционеров, что-то вроде пенсионного капитала на собственную старость», — пояснил аналитик.
По его словам, в стекольном бизнесе, по крайней мере в США, такого феномена не наблюдается. Крупнейшая в данном сегменте PPG Industries, сократив продажи в пандемию на 10%, тем не менее сохраняет запас денежных средств на уровне 8%. Конкуренты действуют аналогично, хотя дешевых денег на рынке США сейчас достаточно. За рубежом промышленные предприятия наращивают подушку ликвидности перед проведением крупной сделки (если хотят купить другую компанию), сразу после нее (когда уже продали часть бизнеса), либо во время кризиса.
«Значительная часть ликвидных средств у «Салаватстекло» (80%) находится в долларах и евро, что опять же может объяснять, почему их не трогают: для компании это стратегический резерв на более отдаленное будущее, а в рублях можно занимать сейчас, причем очень дешево. Плюс есть отношения со связанными компаниями, чьи кредиты предприятие гарантирует, а следовательно, вынуждена иметь под обеспечение некоторые активы, желательно ликвидные», — заключил Валерий Емельянов.